?

Log in

No account? Create an account
Возраст, до которого полезно ребенку спать с родителями — в целом индивидуальный аспект для каждой семьи. В некоторых культурах в силу разных обстоятельств дети спят долгое время с их родителями на одном спальном месте или в одной комнате, в западной культуре чаще мать и ребенок спят вместе от 1–2 месяцев до 12. Антропологические исследования показали, что в 90 культур по всему миру младенцы спят со своими родителями. И список стран включает не только страны с развивающейся экономикой и примитивные общества и племена, но также, например, Японию. Хотя в силу небольшого “жизненного пространства” квартиры в Японии, возможно, сон детей долгое время с родителями в одной комнате обусловлен именно “нехваткой пространства”. Тогда как в западной культуре часто у младенца или ребенка есть своя отдельная комната для сна.

Вместе или врозь: какая разница?

Dr. Nils Bergman, специалист в области перинатальной нейронауки и основатель движения Kangaroo Mother Care, говорит, что отделять от матери младенца на всю ночь является крайне тяжелой ситуацией для ребенка и приводит к задержке развития мозга. Даже после того, как ребенок “проплакался” и заснул, это не приводит к расcлабленному сну, который жизненно важен для здорового развития мозга.

Профессор по психологии Darcia Narvaez предупреждает об опасности (постоянного продолжительного) плача ребенка. Ее мнение: плач у ребенка повреждает нейронные взаимосвязи, синапсы, и, как итог, ребенок развивается слабее интеллектуально, менее здоровым, более тревожным и более отчужденными позже в жизни. Darcia Narvaez приводит в пример исследование на мышах “заботливых” и “незаботливых матерей”. Существует критический период для “включения” определенных генов, которые контролируют способность противостоять стрессу в течение всей последующей жизни ребенка. Если за первые 10 дней жизни ребенок-мышка не получает должного ухода, заботы и телесного контакта от мамы-мышки (эквивалент первых 6 месяцев жизни человека), данный ген никогда не включается, и мышка вырастает более беспокойной в течение всей ее жизни (употребление медикаментов способно “облегчить тревогу”).




Очень рекомендую Вам посмотреть видео ниже, там доступны русские субтитры. Этот ученый как раз исследует вопросы эпигенетики.



Американская академия педиатров рекомендует родителям спать с детьми в одной комнате или кроватке в течение первых 12 месяцев, чтобы предотвратить так называемый внезапный синдром детской смерти (СВДС). Канадское общество педиатров также рекомендует спать младенцами в кроватке, которая соответствует действующим канадским нормам в течение первого года жизни ребенка.

Синдром внезапной детской смерти, СВДС (лат. mors subita infantum, англ. sudden infant death syndrome, SIDS) — внезапная смерть от остановки дыхания внешне здорового младенца или ребёнка до 1 года, при которой вскрытие не позволяет установить причину летального исхода.

В целом, страны с развитой экономикой, где чаще оба родителя работают, также предъявляют требования к отдельному сну ребенка с 7 месяцев, за исключением особых обстоятельств здоровья малыша. Проблема отдельного сна становится особенно важной, когда возраст ребенка приближается ко второму году жизни. В этом возрасте ребенок уже может чувствовать себя “в безопасности” наедине с собой, уметь успокаивать себя, тем самым обеспечивая развитие хорошей будущей “самооценки” и уверенности в собственных силах. Если ребенок опасается внешних шумов или гиперактивен, желательно помочь ему с засыпанием в своей комнате. Важно, чтобы ребенок ощущал себя безопасно и спокойно в своей комнате (цвет стен предпочтительнее делать спокойных тонов, располагать любимые игрушки рядом, обеспечить удобную кровать, исключить проникновения в комнату сильного или внезапного внешнего шума или работающего телевизора и пр.) (Pediatric Disorders of Regulation in Affect and Behavior, Georgia DeGangi - 2nd Edition, 2017).

Существует исследование, результаты которого показывают что, когда новорожденный не контактирует с кожей матери один час, наблюдается:


  • увеличение активности вегетативной нервной системы на 176%


  • уменьшение продолжительности сна на 86%


Причина: отделение” матери вызывает высокий уровень стресса у младенца, так как нет физиологического необходимого уровня у младенца справляться с “отделением” от матери. Мать для младенца, наверное, как рука для нас на ранних этапах его развития.

Но в тоже самое время с научной точки зрения интересно отметить, что вопрос совместного сна и отдельного активно исследуется в лабораториях сна. Эти исследования показали, что, когда младенцы спят со своими матерями в одной постели, они спят хуже, чем когда они спят в отдельных кроватях. Связано это с тем, что пробуждение ребенка или матери взаимно связано и может нарушать сон друг друга (см исследования Fukumizu et al., 2005; Mao et al., 2004; St. James-Roberts et al., 2006).

Для того, чтобы избежать взаимного пробуждения некоторые ученые советуют учитывать особенности сна родителей и тем самым более “разумно” организовывать общее с ребенком спальное место (McKenna and McDade, 2005; Taylor et al., 2008). Правильно организованный сон в итоге уменьшает депрессию и утомляемость матерей, обеспечивает более длительное грудное вскармливание и меньшую возбудимость младенца (Taylor et al., 2008).

Нейронаука о младенцах

Чтобы понять абзац ниже лучше, вспомните свои состояние невероятного стресса. Многие в стрессе значительно теряют вес (если не заедают его еще более активно), становится сложно что-то изучать, ухудшается память и общее состояние “разбитости”. Да, у каждого свой уровень резистентности, но в целом этот период “стрессовой жизни” колоссально влияет на нашу физиологию и здоровье.

Образ жизни новорожденного сводится к тому, что он лежит в колыбели, где он либо плачет, либо спит. Есть мнение, что плач важен для развития ребенка, так как помогает заполнить легкие воздухом. Однако современная нейронаука не поддерживает эту точку зрения. Исследования, лежащие в основе репродуктивной биологии, говорят о том, что ощущение младенцем тела матери помогает ему регулировать свою физиологию лучше, за счет физиологического состояния тела матери рядом (Hofer 2005). Материнский контакт обеспечивает необходимое физиологическое становление и создание эпигенетических условий, когда происходит развитие нервных связей среднего мозга ребенка (Meaney & Szyf 2005). Младенцы плачут из-за отсутствия материнских “сенсорных регуляторов”: они испытывают дисрегуляцию (Christensson et al., 1995; Hofer, 2005). Это отключает гормон роста ребенка и включает выделение кортизола (Hofer, 2005). Кортизол “забирает” все калории и другие “неврологические ресурсы” для обеспечения выживания, так что гомеостаз восстанавливается, но за счет снижения развития младенца. Да, в итоге младенец “успокаивается”, но энергия, потребляемая для достижения этого гомеостаза не измеряется (McEwen & Seeman, 1999). Когда мать обеспечивает регулирование физиологических процессов ребенка через свое тело, вся энергия ребенка доступна для его развития. Ребенок более спокоен и не испытывает стресса от неспособности справиться с окружающей “одинокой реальностью”.

Нам известно, что с более высокой активностью автономной нервной системы требуется больше калорий; это сопровождается высокими уровнями кортизола. Когда кортизол выполняет регуляцию, в физиологии ребенка программируются менее эффективные гомеостатические “установки”. Эти “установки” остаются на всю жизнь (Hochberg et al., 2011). Наиболее хорошо известный эффект этого “перепрограммирования” — ожирение (Stettler et al., 2005), также по некоторым исследования гипертония, высокий уровень холестерина и диабет могут стать вероятными последствиями из-за таких изменений (Coe & Lubach 2008). Кроме того, ослабление у младенца связи между миндалиной и лобной доли (Schore 2001b) и способность ребенка доверять будут также в некоторой степени нарушены, когда основные “потребности” ребенка не были выполнены (Ross & Young 2009).

У нас есть состояние “окаменения”, когда мы испытывает очень высокий уровень стресса или опасности. Некоторые исследования состояния ребенка показали следующее. Ребенок плачет. Плач ребенка имеет “выживательную ценность” для него: он считает, что мать рядом и таким образом оповещает ее об опасности (своей). Когда “воспринимаемая угроза” со стороны младенца ближе, чем мать, или если мать не отвечает, то ответ со стороны нервной системы ребенка: “окаменение” (“freezing”) (Misslin 2003). Это «состояние окаменения» на электроэнцефалограмме показывает усиленную вегетативную активацию и “избегание” (Jones, McFall & Diego 2004). Такие младенцы лежат абсолютно неподвижно, абсолютно тихо, с прочно закрытыми глазами. Считается, что это сон! Однако, это состояние высокого возбуждения, также называемое «страх-террор» (‘fear-terror)(Perry et al., 1995). Когда это состояние наблюдается долгое время у ребенка, выделяемый кортизол может инициировать негативные изменения. Эти изменения могут повлиять на человека на протяжении всей его жизни.

Минусы совместного сна:


  • негативное влияние на близость и сексуальную жизнь родителей

  • потенциальная опасность несчастного случая (непроизвольное удушение, падение ребенка с кровати, наличие подушки или мягкого матраса и пр.)

  • в некоторых случаях “беспокойный” сон родителей нарушает непрерывность сна ребенка

  • физиологические негативные последствия для текущего состояния младенца

Плюсы совместного сна:


  • легче кормить ребенка


  • ребенок ощущает себя более безопасно и лучшая взаимная связь между родителем и ребенком


  • синхронизация физиологических паттернов (дыхания, сердцебиения, температура тела), и если что-то происходит с ребенком, родитель быстрее замечает это и реагирует


  • физиологическое спокойствие ребенка и отсутствие лишнего стресса


  • предотвращение СВДС: грудное молоко содержит гормон роста и мелатонин, помогающий ребенку засыпать быстрее


  • лучший отдых для спящих родителей, так как возможно быстро реагировать на потребность ребенка и не вставать с кровати


Важно отметить, что речь во многих исследованиях идет о младенцах, то есть возраст чаще до 12 месяцев. Когда авторы исследований пишут о “сепарации” матери и ребенка, то чаще речь идет о продолжительной сепарации (дни, недели), а не нескольких минутах или часах. Многие исследования проводятся на мышах, так как это стандартная этически возможная процедура исследований. Иногда выборки не значительны: есть разница в результатах при исследование 20 детей или 2000. Суть большинства исследований — совместный сон ребенка и родителей.

В целом важно помнить, что родители могут следовать рекомендациям ведущих исследований и педиатров мира, но также обязательно учитывать особенности своего уникального ребенка, поскольку все дети разные. Некоторые дети любят компанию, другие предпочитают быть чаще одни, — темперамент играет огромную роль в том, что необходимо ребенку и с чем он может справиться в конкретный период времени своей жизни и уровня развития нервной системы. Также важно физическое и психологическое состояние мамы, уклад семьи, культурные особенности, финансовые возможности и требования и ряд других факторов.




Автор elinakrebs


Источник

В Канаде провели ретроспективное исследование Klopp A et al 2017 среди большой группы трехлеток (2,534 ребенка). У 300 детей (12.6%)  была ранее диагностирована астма.
В возрасте трех месяцев 27% малышей кормили напрямую из груди, 32% получали сцеженное молоко, 26% были на смешанном вскармливании, 15% на искусственном.
Астма была диагностирована у 8,8% детей на ГВ, 12.5% на сцеженном молоке, 14.9%  на СВ, и 15,8% на ИВ.  Эти пропорции сохранялись, даже когда исследователи сделали корректировку ещё на несколько факторов: астма у матери, национальность, способ рождения, пол, гестационный возраст, посещение  детского сада, склонность к респираторным заболеваниям.
Исследователи пришли к выводу, что любой другой режим кормления новорожденных, кроме прямого грудного вскармливания, будет связан с повышенным риском астмы.
Причины более значительного защитного эффекта кормления грудью по сравнению с кормлением сцеженным грудным молоком пока не понятны. Возможно, это связано с потерей неких защитных факторов грудного молока во время цикла заморозка-размораживание-подогрев. Но наиболее вероятным объяснением ученым видится разница в анатомическом развитии дыхательных путей и легких ребенка, связанная с регулярной специфической физической нагрузкой в сочетании с уникальным паттерном движений, характерных лишь для кормления напрямую из груди.
Зима-зима-зима… К нам пришел ротавирус!
Напоминаю, что все кишечные инфекции делятся на бактериальные (сальмонеллез, дизентерия и т.д.) и вирусные (энтеровирус, ротавирус, норовирус и т.д.). Энтеровирусные кишечные инфекции – это лето и начало осени; ротавирус и норовирус гуляют, преимущественно, зимой.

Основные положения:
1. Все вирусные кишечные инфекции передаются не только через грязные руки, но еще и воздушно-капельным путем. Поэтому, как правило, болеет вся семья, по очереди😊

2. Клиника острых вирусных кишечных инфекций может быть разной. Ротавирус – это, как правило, высокая температура+частая рвота+многократный понос. Норовирус – это, как правило, сильнейшая тошнота и интоксикация+боли в животе+не очень сильно выраженный понос и рвота. Хотя, конечно, как везде возможны варианты. Более того, температура+понос+рвота – отнюдь не всегда кишечная инфекция вообще! Без осмотра врача не обойтись.

3. Иммунитет разный – к ротавирусу пожизненный, к норовирусу и к энтеровирусам на несколько месяцев. Поэтому норовирусной инфекцией болеть можно каждый год, а от ротавирусной инфекции существуют прививки.

4. Основа лечения острых кишечных вирусных инфекций – борьба с обезвоживанием и интоксикацией, т.е. выпаивание. Отдельно и большими буквами – ЭНТЕРОФУРИЛ (он же ЭРСЕФУРИЛ) НЕ НУЖЕН при острых кишечных вирусных инфекциях! Можно использовать смекту (неосмектин и т.д.) и пробиотики на основе L rhamnosus GG и S boulardii, хотя однозначного мнения на эту тему нет. Мотилиум, церукал, имодиум и прочие препараты от рвоты или поноса – только по очной рекомендации врача! Ферментные препараты (мезим, креон и т.д.) не нужны.

5. Выпаивание – основа помощи для ребенка. Вначале о технике, потом о выборе продуктов для выпаивания.
     a. Техника очень проста. Представьте себя капельницей. Берете жидкость, берете чайную ложку, ставите перед собой часы – и начинаете давать каждые 3-4 минуты по 1 ложечке жидкости. Кап.Кап.Кап.Кап.Кап.Кап – и так, пока не выпоите хотя бы стакан жидкости. Если вы хотите дать смекту или какой-то другой жидкий препарат – включаете его в выпаивание. Ложечка жидкости – 4 минуты – ложечка препарата – 4 минуты – ложечка жидкости и т.д. Через 40-60 минут выпаивания интервалы можно чуть-чуть сократить, до 2-3 минут. Больших объемов питья одномоментно не давать – опять начнет тошнить.
      b. Выбор жидкости для выпаивания. ТОЛЬКО НЕ РЕГИДРОН!! Нет, его тоже можно и он прекрасен. Но только после того, как ребенка посмотрел врач и рекомендовал именно регидрон. Самостоятельно его использовать не надо. Там много солей, при неправильном использовании Регидрон может провоцировать дополнительное разжижение стула – и добавочную потерю жидкости. Из готовых препаратов для выпаивания лучше выбирать Гастролит или Хумана электролит. Также можно использовать морковно-рисовый отвар (есть готовый от Хипп, есть рецепты в интернете). До консультации врача, и если под рукой ничего другого нет, лучше возьмите для начала обычный некрепкий подслащенный чай. Или разведенный компот из сухофруктов (изюм, курага). Или разведенный яблочный сок, или разведенную кока-колу, из которой выпустили газ.
      c. Через несколько часов выпаивания, когда состояние ребенка немного стабилизировалось, обязательно предложите ему еду! Голод на фоне кишечной инфекции может сам по себе провоцировать развитие рвоты. Поэтому ставьте под нос маленькие порции еды – соленые сухие крекеры, изюм, курага, нарезанные кусочки банана, самодельные сухарики из белого или черного хлеба с солью или сахаром и т.д., пусть берет по аппетиту и продолжает пить-пить-пить. Если ребенок сам попросил что-то съесть – дайте! Только все небольшими порциями, на блюдечке. Лучше поесть три раза по чуть-чуть, чем один раз полную порцию.

6. На что обращать внимание. На мочу. В первую очередь, на мочу. Ребенок должен писать. Часто. И моча должна быть светлой, прозрачной, без сильного запаха. Если моча концентрированная – жидкости в организме не хватает, надо поить. Если ребенок писает редко и у него понос – нужна срочная консультация врача.

7. Питание ребенка – после выпаивания и прекращения частой рвоты, т.е. на 2-5 день болезни – может быть практически таким же, как и до болезни. Да, без фаст-фуда и без консервов, но основной набор – мясо-овощи-крупы-рыба и т.д. – остается прежним, специфических ограничивающих диет не надо. Супы-каша-салаты и прочее. Исключение – молоко и молочные продукты (сыр, творог, каши на молоке и т.д.). Вирусные кишечные инфекции поражают тонкий кишечник, в котором вырабатывается лактаза, фермент, необходимый для переваривания молочного сахара лактозы. Соответственно, для восстановления слизистой и выработки фермента в полном объеме требуется время, от 7 до 14 дней. Если в этот период – без фермента – будет поступать с питанием лактоза, начнется пенистый понос и боли в животе. Поэтому либо исключаем продукты с лактозой (молоко, сыр, творог, в тяжелых случаях – и кисломолочные напитки), либо предлагаем безлактозные варианты, либо добавляем к молочным продуктам фермент лактазу (Лактозар, Лактаза-беби). Также про питание напоминаю известные факты:
        i. Закреплению стула способствуют рис, черничный кисель (делайте сами! Крахмал+замороженная или сушеная черника), груша
        ii. Кефир влияет на стул! Свежий кефир послабляет, а трехдневный – наоборот, крепит. К йогуртам это, кстати, не относится, по-моему😊.

Список литературы:
1.http://www.espghan.org/fileadmin/user_upload/guidelines_pdf/Guidelines_2404/European_Society_for_Pediatric_Gastroenterology_.26.pdf - европейский гайдлайн по лечению кишечных инфекций у детей
2. http://medspecial.ru/for_doctors/29/27940/ - про выбор напитков для регидратации
3. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/130696/9244593181R.pdf - ВОЗ-овский гайдлайн по лечению диареи у детей

Грудное вскармливание и острые кишечные инфекции
Документов на эту тему столько, что не знаешь, за что хвататься и на что ссылки давать. Даже в российские государственные рекомендации уже давно вошло, как определение – при острых кишечных инфекциях прерывать грудное вскармливание не надо!
Поэтому кратко и по пунктам:
1. Грудное молоко играет важную роль в борьбе с кишечными инфекциями. Оно богато защитными веществами и, благодаря оптимальному солевому и углеводному составу, является наилучшим средством для выпаивания детей.

2. Дети на грудном вскармливании легче болеют и быстрее выздоравливают, чем дети без грудного молока.

3. Рвота и понос на фоне острой кишечной инфекции – ПОКАЗАНИЕ к грудному вскармливанию, а не противопоказание.

4. Ограничивать ребенка в количестве грудного молока не надо. Но, поскольку, на фоне кишечной инфекции рвота может провоцироваться, в том числе, быстрым поступлением большого объема пищи, иногда лучше сцедить грудное молоко и давать его из ложечки – выпаивать ребенка. Через 1-2 часа рвота, как правило, прекращается – и ребенка можно снова прикладывать к груди. Еще раз:
          a. Если у ребенка рвота-температура-понос, его надо кормить грудью. При этом все продукты прикорма даются только по желанию и аппетиту ребенка, а грудное молоко становится основным продуктом питания и питья, которое поступает малышу. Кормим по требованию, многие дети просто «повисают» на груди – это нормально и хорошо. Никаких искусственных ограничений – 5 минут раз в 2 часа и т.д. – не надо! Наоборот, жидкость должна поступать постоянно, для борьбы с обезвоживанием
          b. Если малыш прикладывается, жадно сосет, его тошнит, он снова прикладывается и его опять тут же начинает тошнить – и так по кругу – можно сцедить 100-200 мл грудного молока и давать их из ложечки, по 1 ложечке в 3-4 минуты (время засекать по часам!). После того, как рвота прекратилась (как правило, через 1-2 часа) – ребенка можно снова прикладывать к груди
          c. Если рвота у ребенка возникает независимо от активного сосания – никакого специального выпаивания грудным молоком не надо, можно просто прикладывать и прикладывать к груди. Да, это инфекция, ребенка будет тошнить, увы.

5. Одним из основных углеводов грудного молока является лактоза. На фоне острых кишечных инфекций организм часто теряет способность переваривать этот углевод. Это называется вторичная лактазная недостаточность. Для лечения вторичной лактазной недостаточности достаточно давать ребенку препараты фермента лактазы. Дозировку, начало и длительность приема определяется врач, обычно хватает 7-14 дневного курса лечения, после чего можно возвращаться к обычной практике грудного вскармливания

Ссылки (их миллионы, привожу русскоязычные, с подтверждением того, что при кишечной инфекции можно и нужно кормить грудным молоком):
1. КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛ ЛЕЧЕНИЯ) ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ БОЛЬНЫМ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ -http://niidi.ru/dotAsset/91e2802d-ed31-40a1-b32b-c888f12c196c.pdf - «Дети с ротавирусным гастроэнтеритом, находящиеся на естественном вскармливании, продолжают получать грудное молоко, при необходимости проводится коррекция диеты матери, при выраженной клинике лактазной недостаточности возможно использование фермента лактазы (из расчета: 700 единиц на 100 мл грудного молока)»
2. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ -http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog.pdf – «Сохраняется грудное молоко», «при грудном вскармливании – лактаза»
3. Лечебное питание при острых кишечных инфекциях у детей - https://www.lvrach.ru/2009/02/7155827/ - «Оптимальным видом питания грудных детей является материнское молоко, которое назначают дробно до 10 раз в день (каждые 2 часа по 50,0 мл). Возможно применение принципа «свободного вскармливания».
4. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1740-8709.2008.00176.x/abstract;jsessionid=D7A40F73517EF67645DE158E6A9224ED.f01t03 – англоязычный метаанализ, подтверждающий, в том числе, что грудное вскармливание полезно и необходимо при острых кишечных инфекциях у детей
5. http://www.kormim-grudju.com.ua/mozhno-li-kormit-esli-ponos/ - все тоже самое, только подробнее + ссылки на украинские источники

Автор: Суламифь Вольфсон, врач-педиатр

Источник
Автор: Jack Newman, MD, FRCPC, 2017

Логика в головах многих врачей и противников грудного вскармливания настолько извращена, что они выдают преимущества, присущие грудному вскармливанию, за потенциальный вред для матери или ребенка. Ниже приведем два примера.

1. Грудное молоко содержит антитела, защищающие ребенка от инфекции

В отличие от того, что думают многие люди, среди которых немало и врачей, в состав грудного молока на самом деле входят не только лишь антитела, а достаточно большое разнообразие иммунных факторов, способствующих защите ребенка от инфекции. Тот факт, что даже дети, которых кормят исключительно грудью, иногда подвергаются воздействию инфекций, в "капиталистических странах" часто воспринимается как "доказательство" того, что грудное молоко в действительности не обладает такой уж значимой защитной функцией. На самом деле, конечно, это ничего не доказывает, поскольку не существует идеальной защиты. Также не следует забывать: в то время как дети, находящиеся на грудном вскармливании, активно защищены, дети, живущие в обеспеченном обществе, которых кормят смесью, защищены, поскольку растут в уединении (изолированы от контакта с той частью общества, которая представляет потенциальную угрозу для здоровья. - прим.ред.).

Однако пропагандисты искусственного питания забывают, что даже в самых развитых и успешных странах мира есть собственный "третий мир" в трущобах городов, в некоторых районах сельской местности и в резервациях коренного населения в развитых странах: Канаде, США, Австралии и Южной Америке.

Грудное молоко содержит большое количество иммунных факторов, в действительности их десятки, все они согласованно работают и помогают защитить ребенка от инфекции. Как упоминалось выше, антитела представляют собой лишь одну группу этих факторов.

Одним из важных способов защиты, но не единственным, является образование активного барьера из иммунных факторов грудного молока на оболочках, выстилающих внутреннюю поверхность пищеварительного тракта и дыхательных путей. Он блокирует попадание бактерий, вирусов и грибов в организм ребенка (то, что находится в просвете пищеварительного тракта или дыхательных путей, не считается проникнувшим внутрь организма). Бóльшую часть антител в молоке составляет sIgA («секреторный» IgA, состоящий из двух молекул антитела IgA, с добавленной секреторной цепью, которая позволяет молекуле проникать в молоко, и соединительного пептида, защищающего молекулу от разрушения желудочными и кишечными ферментами). Молекулы sIgA составляют часть этого защитного барьера, но он также состоит из лактоферрина, лизоцима, муцинов и других соединений; однако, антитела sIgA не проникают в кровоток ребенка. Некоторые люди, не разбирающиеся в сути вопроса, говорили (и даже писали в книгах), что антитела могут защитить ребенка только от кишечных инфекций, потому что антитела не попадают в кровоток. Очевидно, они не знают, как работает этот барьер. Несомненно, лучше предотвратить попадание бактерий, вирусов и грибов в организм ребенка, а не бороться с ними, когда они уже вторглись в него.



Матерям с аутоиммунными заболеваниями часто запрещают кормить грудьюCollapse )

Но ребенок может родиться с той же проблемой!Collapse )

2. Состав грудного молока варьируется от женщины к женщине, от начала кормления к его завершению, в течение суток, в зависимости от того, что мать могла съесть, от стадии лактации (молозиво - зрелое молоко). Другими словами, молоко изменяется в соответствии с потребностями ребенка. В связи с этим у некоторых людей появляются какие-то странные идеи.

Изменчивость грудного молока – хорошее качество, а не плохое. Это означает, что молоко меняет состав в ответ на потребности растущего ребенка и его индивидуальные нужды. Но как же случилось, что мы стали считать это свойство чем-то "плохим"?

Молоко матери, кормящей ребенка другого возраста, не подходит для вашего малышаCollapse )

Обмен грудным молокомCollapse )

Банки грудного молока

Многие банки грудного молока не примут молоко, сцеженное матерями, кормящими детей старше 6 месяцев, вероятно, по тем же причинам, что описаны выше. Это огромная потеря потенциальных доноров! Обычно это матери, кормящие подросших малышей, которым гораздо проще сцеживать молоко для донорства.

В случае отсутствия доступного грудного молока в молочном банке ребенок, нуждающийся в дополнительном питании, получит смесь. И это факт, не зависящий от его возраста: родился ли этот малыш раньше срока, неделю назад или ему уже исполнилось 6 месяцев. Он получит все ту же смесь для всех возрастов, очевидно, с неизменным химическим составом. Где здесь логика?

Здесь нет логики. Какие выводы из изложенного выше можно сделать о том, как мы воспринимаем грудное молоко и как относимся к смеси? Значительные. Мы верим, что грудное молоко по своей природе потенциально опасно, в то время как искусственная смесь считается априори безопасной. Неважно, насколько велика разница между смесью и грудным молоком, мы, как общество, как медицинские профессиональные организации, в той или иной степени признаем, что смесь лучше, чем грудное молоко матери, кормящей ребенка, отличающегося по возрасту от младенца, потенциально нуждающегося в донорском молоке.

Конечно, такое возможно только в связи с нашими предпочтениями и слепым признанием "науки", даже если эта наука на самом деле является способом продвижения компании-производителя искусственного питания, не имеющим никакого научного обоснования. См. представленный ниже рекламный плакат компании-производителя смеси со всеми этими бессмысленными линиями, якобы придающими плакату наукообразность. Это старая реклама времен 1990-х годов, когда смесь еще не содержала настолько много важных ингредиентов, о которых сейчас нам рассказывают компании-производители, более того, обращают наше внимание на то, что эти компоненты необходимы для правильного развития ребенка. Но, видимо, в 1990-х годах дети в них не нуждались. А сейчас благодаря этим ингредиентам смесь "почти такая же, как грудное молоко" (даже если состав смеси не меняется).


Эта реклама смеси, опубликованная в 1990-х годах, пытается убедить нас в научной обоснованности. Линии, изображенные на плакате, призваны создать такое впечатление, хотя на самом деле это не что иное, как просто касательные к кругам различного диаметра. Бессмысленно.











Перевод выполнила Юлия Иванова,
консультант по грудному вскармливанию,
Санкт-Петербург
под редакцией консультанта по грудному вскармливанию
Вероники Макаровой, Санкт-Петербург

Оригинал публикации на английском
 
Иммунологические аспекты грудного вскармливания
Ю.Н. Дементьева
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

Представлен обзор литературы о влиянии различных параметров грудного молока на иммунитет ребенка. Дана характеристика гуморальных, клеточных факторов и других защитных компонентов грудного молока. Обосновывается преимущество грудного вскармливания для становления иммунной системы у детей в раннем возрасте.

http://www.ped-perinatology.ru/jour/article/viewFile/130/172
ФОТО: Во время беременности Мари Виллани был поставлен диагноз гестационный диабет. На фото Мари с маленькой Ниной. (Новости ABC: Дэрил Торпи)

Беременных женщин с диабетом давно предупреждают о том, что сцеживание молозива на поздних сроках может привести к преждевременным родам или увеличению частоты случаев возникновения проблем со здоровьем у новорожденных. Новое исследование, опубликованное в июне 2017 года, оспаривает эти сведения и может радикально изменить положение дел.

Ключевые моменты:

- Сведения о том, что сцеживание молозива на поздних сроках беременности может привести к преждевременным родам, противоречат результатам исследования
- Ученые надеются, что исследование станет предпосылкой для создания новых клинических рекомендаций беременным женщинам
- Младенцы, рожденные женщинами с диабетом, подвергаются большему риску падения уровня сахара в крови при рождении

Знаковое исследование, опубликованное в журнале The Lancet, было проведено в La Trobe University (Университете Ла-Тробе), совместно с Royal Women’s Hospital (Королевский женский госпиталь) и Mercy Hospital for Women (Госпиталь милосердия для женщин), все учреждения расположены в Мельбурне (Австралия). В исследовании принимали участие 635 женщин, жительниц штата Виктория, с диабетом беременных и низким риском других осложнений.
Ведущее мировое исследование показало, что беременные женщины с диагностированным диабетом при низких уровнях риска других осложнений могут безопасно сцеживать молозиво на поздних сроках. При этом исследование рассеивает опасения, что такая практика может нанести вред младенцу.
В исследовании не обнаружена связь между сцеживанием молозива на поздних сроках беременности женщинами с диагностированным диабетом и преждевременными родами или возникновением проблем со здоровьем у новорожденных с последующей их госпитализацией в отделение интенсивной терапии. Таким образом результаты исследования оспаривают существовавшие ранее сведения об этом.
Младенцы, рожденные женщинами с диабетом, подвержены более высокому риску падения уровня сахара в крови при рождении, что может стать причиной госпитализации ребенка в отделение реанимации новорожденных и разделить его с мамой. Наличие доступного запаса молозива имеет решающее значение для оказания помощи таким малышам в первые несколько дней после родов.

В двух небольших исследованиях антенатального сцеживания молозива, проведенных ранее, предполагалось, что такая практика может увеличить частоту случаев госпитализации в отделение неонатальной интенсивной терапии (NICU) и вероятность преждевременных родов. Однако новое исследование отличается большей масштабностью и точностью, оно не обнаружило связи между антенатальным сцеживанием и преждевременными родами или необходимостью госпитализации младенцев в отделение интенсивной терапии.
Результаты предоставляют возможность практикующим врачам рекомендовать беременным женщинам с диабетом из группы низкого риска по другим факторам сцеживать и запасать молозиво, которое можно будет использовать для кормления новорожденного в случае развития у него гипогликемии (низкий уровень сахара в крови) - состояния, которое может вызывать серьезные проблемы со здоровьем у новорожденных.

Ведущий исследователь профессор Делла Форстер из Judith Lumley Centre (Центр Джудит Ламли) в Университете Ла-Тробе и директор по исследованиям в области акушерства и материнства в Королевском женском госпитале сообщила, что новаторское исследование привлекло международное внимание.
Исследователи надеются, что полученные результаты станут предпосылкой для создания новых клинических рекомендаций, вдохновляя все больше женщин с диабетом делать запас молозива перед родами.

"Женщины практиковали дородовое сцеживание и раньше, не имея каких-либо доказательств и сведений о безопасности и эффективности этого метода, - рассказывает ведущий исследователь, профессор Делла Форстер. - Сейчас мы выработали некоторые рекомендации: не начинайте сцеживание до 36 недель беременности, сцеживайтесь дважды в день в течение 10 минут... не дольше, и не раньше. Практика антенатального сцеживания становится все более распространенной, особенно среди беременных женщин с диабетом, который диагностируется примерно в одной истории беременности из десяти. Многие специалисты в области здравоохранения поощряют женщин, чаще всего пациенток с диабетом (диагностированным до беременности или гестационным), сцеживать и запасать свое молозиво на поздних сроках беременности, однако данных для руководства этой практикой было недостаточно. Впервые у нас есть сведения, которые показывают, что у таких пациенток с низким уровнем риска по другим факторам, антенатальное сцеживание безопасно и не причиняет вреда младенцам. Наше исследование восполняет значительный всеобщий пробел в знаниях и представляет остро востребованные рекомендации беременным женщинам по всему миру и тем, кто оказывает помощь в сфере материнства".

Сью Уокер, профессор перинатологии в Мельбурнском университете и директор перинатального отделения в Госпитале милосердия для женщин, сообщила, что исследование предоставило долгожданные сведения о частой и важной клинической проблеме.
"Несмотря на широко распространенное воодушевление в отношении антенатального сцеживания, исследования, проведенные до настоящего времени, предполагали потенциальный вред этой практики, - рассказывает профессор Уокер. - Это исследование оставило существовавшие страхи в прошлом, обеспечивая уверенность в том, что антенатальное сцеживание молозива безопасно для женщин с низким риском осложнений. Полученные данные не относятся к женщинам с более высоким уровнем риска осложнений по другим факторам, но предоставляют собой бесценные сведения, которые могут быть использованы для дальнейших исследований".

Анита Мурхед, соисследователь Университета Ла-Тробе и главный консультант по лактации в Королевском женском госпитале, рассказала, что в текущем исследовании у более 40% младенцев, родившихся у матерей с диабетом во время беременности, вскоре после рождения снижался уровень сахара в крови.
"Грудное молоко стабилизирует уровень сахара в крови ребенка более эффективно, чем искусственная смесь, но многие женщины с диабетом сталкиваются с отсроченным приходом молока, - рассказывает г-жа Мурхед. - Наше исследование показало, что при инициации сцеживания начиная с 36-37 недель беременности, у большинства женщин вырабатывается молозиво еще до родоразрешения, а затем они при необходимости могут обеспечить своего ребенка дополнительным молоком сразу после рождения".
Женщины, принявшие участие в исследовании в среднем сцеживались 20 раз до родов и вырабатывали средний объем около 5 мл молозива за весь период сцеживания.
"Исследование показало не только безопасность сцеживания молозива до рождения ребенка, но и связанное с этим увеличение процента матерей, кормящих своего ребенка в первые 24 часа после рождения и до 7 дней после рождения исключительно грудным молоком ", - сообщила г-жа Мурхед.

Описание исследования

Консультирование беременных женщин с диабетом в отношении сцеживания молозива на поздних сроках беременности (Диабет и антенатальное сцеживание молока [DAME]): в период с 2011 по 2015 год было проведено многоцентровое открытое рандомизированное контролируемое исследование. В исследовании, проведенном под руководством Университета Ла-Тробе, также приняли участие Королевский женский госпиталь, Госпиталь милосердия для женщин, Monash Health, Barwon Health and Peninsula Health.
В ходе исследования 316 беременным женщинам были даны рекомендации по сцеживанию молозива, а 319 беременных женщин получили стандартное лечение.

Случай из исследования

30-летняя пациентка Королевского женского госпиталя Мари Виллани, узнав о развитии гестационного диабета во время беременности, решила начать сцеживаться до рождения своей дочери, которая должна была появиться на свет в январе.
"Меня предупредили, что ребенок может быть слишком крупным, и, возможно, я не смогу родить его естественным путем. Я знала, что он также подвержен более высокому риску развития гипогликемии, а грудное молоко является лучшим способом для стабилизации уровня глюкозы в крови, поэтому я решила начать сцеживаться на сроке 36 недель беременности, чтобы быть уверенной в наличии некоторого запаса молока на момент рождения ребенка", - рассказывает г-жа Виллани.
Она сцеживала руками небольшие объемы молозива в последнем месяце беременности и замораживала его в шприцах

ФОТО: Мари Виллани подготовила шприцы, наполненные молозивом за месяц до родов. (Новости ABC: Дэрил Торпи)

"Я тщательно обдумала этот способ, и когда рассказала о своем решении акушерке и врачу, они предостерегли меня о возможных рисках, таких как преждевременное начало родовой деятельности, - рассказывает г-жа Виллани. - Сначала дело шло очень медленно. Но я чувствовала уверенность в своих действиях, в том, что это важно для моего ребенка. Когда Нина родилась, уровень глюкозы в ее крови был немного понижен, но у меня была возможность сразу кормить ее грудью. Она с трудом брала грудь в первый день, но благодаря сцеживаниям  я смогла докармливать ее молозивом, которое запасла до рождения. Следующий анализ крови показал нормальный уровень глюкозы в крови".

ФОТО: Мари Виллани и ее дочь Нина

Г-жа Виллани - одна из тысяч австралийских женщин с диагнозом диабет или гестационный диабет.
По данным австралийской организации, занимающейся проблемами диабета, Diabetes Australia в 2016 году 37 000 женщин был поставлен диагноз гестационный диабет.
Подъем заболеваемости связан с рядом факторов, включающих увеличение случаев ожирения и снижение пороговых показателей для диагностики гестационного диабета.
"Если беременной женщине поставлен диагноз гестационный диабет, ребенок, безусловно, попадает в группу повышенного риска развития диабета 2-го типа или избыточного веса", - сообщила Ренца Cибилия, представитель Diabetes Australia .
Г-жа Сибилия одобрила результаты исследования и обратила внимание на то, что для женщин с диабетом важно по возможности кормить грудью.

Материал подготовила Вероника Макарова,
консультант по грудному вскармливанию

Источники:
Оригинал взят у Ольга в Рентген и ГВ. Развенчание мифов.

Данный пост написан с целью развенчать миф о «грязном/вредном/радиоактивном» молоке после выполнения любого рентгенологического обследования кормящей матери.

Пост написан мной (врач-хирург) с помощью и поддержкой моего мужа (инженер-химик, лейтенант запаса войск химической, радиационной и биологической защиты). На научность не претендую, но библиографию представлю. Текст – сплошной копипаст, кроме резюме и нескольких моих комментариев по ходу рассказа. На самом деле практически вся информация, тут представленная – из школьного курса физики.

Выкладки и обоснование. Как обычно много текста. Очень много.Collapse )

Резюме

Носителем энергии при воздействии рентгеновским излучением являются электромагнитные волны. Да, они могут вызвать (а могут и не вызвать) определенные разрушения на клеточном и субклеточном уровне. Дозы, получаемые при диагностических исследованиях, крайне малы, чтобы вызвать какие бы то ни было значительные повреждения.

Эти электромагнитные волны действуют только в момент работы рентгеновского аппарата и не накапливаются в организме или где бы то ни было. Чтоб вы знали, некоторые изделия медицинского назначения для однократного применения (полимерные шприцы, системы переливания крови, чашки Петри, пипетки) стерилизуются радиационным методом (гамма-лучами в специальных установках), так они хрупки и не выдерживают стерилизацию высокой температурой.

Соответственно, состав крови и молока не меняется никак от слова совсем. Не надо сцеживаться (ни раз, ни два, ни три, ни пятнадцать). Не надо выжидать время (ни час, ни сутки, ни трое).

НО. Если вы скушаете репку, выросшую вблизи источника радиации (или проходите лечение или обследование с применением радиоизотопов), то вам не только кормить, но и находиться рядом с ребенком нельзя – в организм в этих случаях попадают альфа-частицы, которые чрезвычайно опасны. При лечении или обследовании радиоизотопами пациентов госпитализируют в специальные отделения с экранированными палатами.

Еще одно замечание – рентгеноконтрастные вещества не равно радиоизотопы.[Прозрачные для рентгеновского излучения части тела и полости отдельных органов становятся видимыми, если их заполнить контрастным веществом, безвредным для организма, но позволяющим визуализировать форму внутренних органов и проверить их функционирование. Контрастные вещества пациент либо принимает внутрь (как, например, бариевые соли при исследовании желудочно-кишечного тракта), либо они вводятся внутривенно (как, например, иодсодержащие растворы при исследовании почек и мочевыводящих путей)] [5]. Просмотрела несколько контрастных препаратов на е-лактации – у всех просмотренных риск 0 (посмотреть можно по группам Iodide Radiopaque Agent и MRI Radiopaque Agent). То есть ирригографию кормящим делать можно (если есть показания), контрастную ангиографию – можно, пить сульфат бария для контрастрования желудка – можно, и т.д.

Можно и нужно требовать защитить не облучаемые участки фартуком или пластинами. Это нужно делать независимо от того, кормите вы или нет.

Вот еще пост с комментариями от рентгенолога. http://lyalechka.livejournal.com/5778288.html?thread=108787056#t108787056

За наводку спасибо nearforest

Надеюсь, прояснила ситуацию раз и навсегда. Отвечу на любые вопросы.

P.S. Перепостить можно куда желаете. Со ссылкой на меня, разумеется.
P.P.S. Спасибо огромное многоуважаемым модераторам))


Протокол академии медицины грудного вскармливания №8: Хранение грудного молока для кормления доношенных младенцев в домашних условиях. Редакция 2017 года

Основной целью Академии Медицины Грудного Вскармливания является усовершенствование клинических протоколов, на содержание которых ни коим образом не будет оказано влияние, и где не будет затронуто ничьих коммерческих интересов, а лишь будут рассмотрены наиболее распространенные медицинские проблемы, которые могут повлиять на успех грудного вскармливания. Эти протоколы представляют собой инструкции по уходу за кормящими матерями и новорожденными и не являются единственно верными вариантами лечения или стандартами медицинской помощи. В зависимости от нужд каждого конкретного пациента рекомендации могут применяться в том или ином варианте.

Предыстория

Кормящие матери могут неожиданного оказаться разлученными со своими малышами, но чаще женщинам необходимо сцеживать и сохранять грудное молоко для того, чтобы они могли присутствовать на запланированных мероприятиях, разнообразить свой образ жизни или вернуться на работу (или при докорме донорским молоком - прим.ред.). В этих случаях знание техники правильного сцеживания и хранения грудного молока очень важно для успешного грудного вскармливания. Одно из исследований показало, что в большинстве случаев матери правильно хранят молоко, но при этом 12% подогревают молоко в микроволновых печах, и 17% перед повторным использованием просто споласкивают бутылки и соски водой (без моющего средства - прим.пер.)1, что может уменьшить биологически активные свойства грудного молока, а также увеличить риск загрязнения молока. Другое исследование показало, что, хотя знания медицинского персонала, работающего с новорожденными и практика сбора и хранения грудного молока вполне адекватны, однако было отмечено несоответствие регламенту, связанное с процедурами хранения, разморозки и утилизации неиспользованного грудного молока.2

Грудное молоко – это свежая, «живая» еда, содержащая наряду с нутриентами большое количество антиоксидантов, антибактериальных, пребиотических, пробиотических и укрепляющих иммунитет веществ. Несмотря на то, что некоторые нутриенты и защитные свойства грудного молока меняются в процессе хранения, имеется достаточно данных, подтверждающих, что его хранение безопасно и позволяет обеспечить оптимальным питанием малыша тогда, когда кормление непосредственно из груди или сцеживание здесь и сейчас невозможны. В то время, когда непосредственно грудное вскармливание невозможно, сохраненное молоко обладает уникальными качествами, благодаря которым оно продолжает соответствовать «золотым стандартам» для вскармливания ребенка, превосходящим искусственное кормление.

Подготовка грудного молока к хранениюCollapse )

Хранение грудного молокаCollapse )

Использование собранного грудного молокаCollapse )

Области дальнейшего изученияCollapse )

Список литературы доступен в оригинальном документе.

Авторы: Anne Eglash, Liliana Simon и The Academy of Breastfeeding Medicine

Перевод команды «Молочноймамы»

Оригинал: ABM Clinical Protocol #8: Human Milk Storage Information for Home Use for Full-Term Infants, Revised 2017 https://cloud.mail.ru/public/BvUt/P3gB2ekEZ

Оригинал публикации перевода
Ношение детей на руках – неотъемлемая часть родительства.  Способ родоразрешения, метод вскармливания, следование той или иной педагогической или оздоровительной системе могут быть разными; логично, что у каждого варианта есть свои сторонники и противники.

И только ношение на руках остается привычно необходимым, обязательным и неизбежным.

Постоянное присутствие ношения детей в повседневной жизни ставит под сомнение саму необходимость изучения этого феномена. Исследования, посвященные ношению детей на руках или в тех или иных переносках, многочисленны, однако в большинстве своем они принадлежат нерусскоязычным авторам, что затрудняет их распространение в нашем обществе. Ситуация отягощается популярным в России мнением о том, что ношение на руках вызывает чрезмерную привязанность ребенка к родителям. Пожалуй, самая частая рекомендация, которую получают матери – «не приучай ребенка к рукам». Также распространено мнение о вреде ранней вертикализации младенцев и возможном вреде для развития детородных органов.

Данная статья представляет краткий обзор исследований о ношении детей на руках и в переносках.

Дети рождаются для того, чтобы их носили

Существует определенное количество исследований о незрелости новорожденного, основывающихся на сравнении морфологических типов млекопитающих. Б. Хассенштайн выделяет три типа: altricial young (гнездовые: коты, зайцы и т.д.), nidifygous young (выводковые: слоны, лошади и и т.д.) и clinging young (носимые: сумчатые, приматы  и т.д.)[1].

Человеческий новорожденный появляется на свет относительно беспомощным, но с развитыми рефлексами (хватательный, Моро, защитный рефлекс поворота головы и т.д.). Они, а также слабая способность к терморегуляции, быстрое переваривание грудного молока, не развитое до конца зрение, пищеварение, моторные навыки и т.д. – говорят о том, что ребенок рождается в промежуточной стадии развития и нуждается в постоянной близости взрослого (обычно матери).

Существует гипотеза, что так проявился своеобразный эволюционный компромисс, связанный с началом прямохождения: у женщин сузились кости таза, ребенок вынужден рождаться по сути недоношенным, поэтому дозревает снаружи, вне матери. Частое ношение дает возможность ребенку ощущать привычный ритм дыхания, шагов и биения сердца матери и стабилизироваться, подстраиваться под них.

Метод кенгуру

Пожалуй, лучшим подтверждением необходимости ношения является общемировое признание «метода кенгуру». Этот метод выхаживания недоношенных, хоть и возник из-за недостатка жизнеобеспечивающей аппаратуры, успешно используется во многих больницах, в том числе и в России. «Исследования и опыт показывают, что метод кенгуру по меньшей мере является эквивалентом традиционному инкубатору с точки зрения безопасности и термальной защиты, если измерять показателем смертности, обзор Lawn et al 2010 продемонстрировал, что МК снижает смертность детей <2000 на 51%. Метод кенгуру существенно снижает уровень тяжелой заболеваемости новорожденных благодаря тому, что он способствует грудному вскармливанию».[2]

Многочисленные исследования показали, что метод кенгуру имеет положительные последствия как для детей, так и для матерей. Одна из первых исследователей ношения Мария Блуа приводит целый ряд доказательств.

«Результаты исследований показали, что метод "Матери-кенгуру" позволяет добиться лучших результатов физиологического развития ребенка и стабилизации организма в целом, чем при терапии с использованием инкубаторов (Бергман и др., 2004); дети лучше набирали вес, их раньше выписывали из больницы, они дольше пребывали на грудном вскармливании (Раманатхан др., 2001); данный метод оказывал положительное влияние на развитие материнского инстинкта и способствовал установлению привязанности матери к младенцу (Тессье др., 1998).

Анализ результатов трех исследований (Конде-Агудело др., 2003) в которых приняли участие 1362 ребенка, родившихся с недостаточным весом, показал, что метод "Матери-кенгуру" снижает риск развития внутрибольничных инфекций, возникновения тяжелых заболеваний нижних дыхательных путей на протяжении 6 месяцев наблюдений и способствует сохранению исключительно грудного вскармливания после выписки.  Группа исследователей Фельдмана (Фельдман и др., 2002a) обнаружила, что к трем месяцам жизни ребенка метод "Кенгуру" способствует установлению родительской заботы и лучшего семейного микроклимата. Шесть месяцев спустя после родов матери, практиковавшие метод "Кенгуру", были более нежными в обращении с детьми, а их полугодовалые дети отличались более высоким уровнем умственного и психомоторного развития».[3]

Авторы других исследований (Андерсон и др в 2003 г, Фербер и др. в 2004 г, Хуанг  и др в 2006 г) пришли к выводу, что использование метода "Кенгуру" при выхаживании доношенных новорожденных детей позволяет быстрее стабилизировать физиологическое состояние организма и обеспечить необходимую двигательную активность, способствует температурной адаптации доношенных новорожденных с гипотермией.  В других исследованиях было установлено, что метод "Кенгуру" значительно уменьшает продолжительность плача доношенных детей (Кристенсон др., 1995, Грей и др., 2000). В результате недоношенные дети быстрее набирали вес, а у доношенных быстрее устанавливались циркадные ритмы (Фербер др., 2002a) и необходимый уровень секреции мелатонина (Фербер и др., 2002b).

Ношение помогает развиться взаимной привязанности

«Жизнь и деятельность новорожденного неразрывно связана с жизнью и деятельностью ухаживающего за ним взрослого» (Л. Выготский). Фактически мать является учебником общения для младенца, контактный плач, призывающий взрослого, превращается в лепет, а затем и речь, направленную к матери. Первичная привязанность к родителям определяет дальнейшие социальные отношения. События первого года жизни формируют у ребенка базу для восприятия внешнего мира.

Уход, основанный на сепарации ребенка и родителей, а, следовательно, дефицит общения и тактильного контакта, может вызвать нарушения в развитии ребенка: психические и физические задержки развития, дефект познавательной функции, речевого и эмоционального развития (Р. Спитц, Дж. Боулби, А. Джерсилд, Анна Фрейд, Э. Пиклер, М.Лисина, Л.Выготский)[4].  Нейропсихолог Джеймс Прескотт совместно с Национальным институтом здоровья ребенка и развития человека (США) изучил и обнаружил прямую взаимосвязь между обществами с низким уровнем насилия по отношению к детям и принятым в данной культуре контактом с ребенком «кожа к коже».

Оптимальное положение для ношения

Те или иные переноски для детей существовали во всех культурах. Первый зафиксированный источник использования тканевой переноски относится к 14 веку до н.э. (барельефы из гробницы Хоремхеба, фараона Древнего Египта). Характерно, что на преобладающем большинстве изображений дети находятся в одном и том же положении: вертикально, с согнуто-разведенными ногами.

Начало изучения этого положения было положено немецким ортопедом Бюшельбергером в 1961 году. Он установил, что это «наиболее анатомически удачное положение бедренной кости по отношению к вертлужной составной впадине. Бедренная кость располагается наилучшим образом внутри вертлужной впадины, когда бедренные кости находятся под углом 40° к центру тела и симметрично разведены под углом 100°. Эти значения приближены к углам, которые образуются, когда ребёнок сидит на бедре».

«В моменты, когда человек, заботящийся о ребёнке, приближается к малышу, можно наблюдать интересный рефлекс - реакцию сгибания и разведения. Это означает, что ребенок сгибает и разводит ноги в стороны. Этим он готовится к тому, что его будут носить на бедре. В таком положении мать и ребёнок представляют собой слаженный идеальный механизм, как ключ и замок». (Kirkillionis)

Исследования, проведенные в 1950-х годах, показали вредное воздействие традиционного пеленания и положительные эффекты слингоношения для профилактики и лечения дисплазии тазобедренного сустава. Доктор C. Стюарт Хьюстон, выпустил документальный фильм на эту тему в 1954 году: https://www.youtube.com/watch?v=sI52Q_qolYw В настоящее время изучением и распространением информации о дисплазии ТБС активно занимается IMDI (Международный институт дисплазии) hipdysplasia.org/.

Долговременные последствия ношения
Некоторое количество исследований посвящено влиянию ношения на продолжительность грудного вскармливания. Так, исследование 2012 года в Италии собрало информацию о 200 матерях здоровых доношенных детей.  Часть из них получили переноски и обучились их использованию, а часть только информацию о грудном вскармливании. «Из 100 матерей, получивших приспособления для переноски, 69 использовали их по крайней мере один час в день в первый месяц жизни ребёнка, в то время как 31 мать не использовала их вовсе.  В то время как при выписке из родильного отделения в обеих группах грудное вскармливание протекало одинаково, матери и дети из группы исследования, получили значительное преимущество в сравнении с контрольной группой через 2 (72% и 51%) и через 5 месяцев (48% и 24%) после родов. Детей из группы исследования значимо чаще кормили грудью, чем детей из контрольной группы».[5]

В 2016 году в журнале Pediatrics опубликовано исследование о влиянии выхаживания через контакт кожа-к-коже спустя 20 лет. «С 1993 по 1996 год в Колумбии проводилось рандомизированное контролируемое исследование (РКИ), которое оценивало краткосрочное и среднесрочное (спустя один год) влияние активного вынашивания малышей на руках на их выживание, развитие нервной системы, кормление грудью и связь с родителями… Спустя 20 лет результаты были проанализированы конкретно для 229 участников прежнего исследования, которые весили при рождении 1800 г и меньше и выхаживались по методу кенгуру, по сравнению с 204 из контрольной группы.

Выяснилось, что ношение преждевременно родившихся крох в контакте кожа-к-коже дает очень долгосрочный результат: даже спустя 20 лет наблюдались стойкие защитные социальные и поведенческие эффекты. Это очень важно, поскольку недоношенные дети весьма уязвимы и имеют повышенный риск неврологических и поведенческих нарушений; в школьном возрасте они (а заодно и их родители) чаще страдают от гиперактивности, синдрома дефицита внимания, плохой успеваемости. Но к людям, за кем во младенчестве ухаживали по методу кенгуру - который включает в себя частый контакт кожа-к-коже, исключительно грудное вскармливание и раннюю выписку домой с последующим наблюдением врачами - это относится в гораздо меньшей степени. В группе кенгуру уже 20 лет спустя наблюдалась небольшая, но статистически значимая разница с контрольной группой в уровне интеллекта (IQ-тесты), которая подтверждалась исследованиями мозга: люди, которых малышами много носили на руках и кормили грудью, имели значительно более развитые области серого вещества и более зрелую кору головного мозга. В школьном возрасте "дети кенгуру" показывали пониженную гиперактивность и агрессивность, лучшую моторную координацию, хороший контакт с родителями и лучшую успеваемость, а во взрослом возрасте - более высокую почасовую оплату.»[6]

Еще одно долговременное исследование 192 детей (Kirkilionis) не выявило никакой связи между переносом в вертикальном положении и увеличением постурального повреждения. Не наблюдалось увеличения числа спинальных аномалий у детей, которые проводили от 2 до 2 1/2 часа в день в переносках, а также среди младенцев, которых носили в течение 4, 5, 6 или более часов в день - некоторые из них уже с первой недели жизни. Ни один из детей позже не показал отклонения, которые можно было бы связать с ношением в переносках.  Количество постуральных аномалий у детей исследования не превышает процент таких аномалий у детей в начале обучения в школе. Это показывает, что нет необходимости бояться повреждения позвоночника у детей.

Итак, мы рассмотрели исследования, посвященные ношению детей на руках и в переносках. Преимущества, получаемые ребенком и родителями при ношении, делают ношение жизненно необходимой потребностью. Необходимо поддерживать ношение и предоставлять родителям объективную информацию, основанную на достоверных источниках.
Ольга Плескань,
Председатель Правления НП “Лига Слингоконсультантов»,
сертифицированный тренер для помогающих профессий
школы слингоношения Trageschule
член СППМ
Литература
[1] Evelin KirkilionisBaby Wants to be Carried, Pinter & Martin, 2014

[2] Метод кенгуру. Практическое руководство. Департамент репродуктивного здоровья и исследований. Всемирная Организация Здравоохранения.  Женева

[3] Blois, Maria. “Birth: Care of Infant and Mother: Time Sensitive Issues.” Best Practices in the Behavioral Management of Health from Preconception to Adolescence, edited by William Gordon and Jodie Trafton. Los Altos: Institute for Disease Management. 2007-8. pp. 108-132. Перевод Анны Ердяковой.

[4] Филиппова, Г. (2002). Психология материнства. Москва: Издательство Института Психотерапии.

[5] Pisacane A1, Continisio P, Filosa C, Tagliamonte V, Continisio GI. Use of baby carriers to increase breastfeeding duration among term infants: the effects of an educational intervention in Italy. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22734604, перевод Ирины Михеевой.

[6] Twenty-year Follow-up of Kangaroo Mother Care Versus Traditional Care Nathalie Charpak, Rejean Tessier, Juan G. Ruiz, Jose Tiberio Hernandez, Felipe Uriza, Julieta Villegas, Line Nadeau, Catherine Mercier, Francoise Maheu, Jorge Marin, Darwin Cortes, Juan Miguel Gallego, Dario Maldonado Pediatrics December 2016

Автор статьи Джек Ньюман

Ребенок может отказываться брать грудь по разным причинам, их немало. Часто такое поведение обусловлено сочетанием нескольких причин. Например, ребенок может приложиться к груди даже при наличии короткой уздечки, если не наложатся другие факторы. Однако такого малыша с первых дней кормят из бутылки, или если соскИ и ареолы матери отекли вследствие внутривенных вливаний в родах и в послеродовом периоде, все это может достаточно быстро привести к тому, что ситуация, которая оценивалась как «достаточно хорошая», превратится в «безвыходную».

  1. Некоторые малыши не хотят сосать грудь или делают это неэффективно из-за лекарств, полученных в родах. Наркоз - частая причина подобных ситуаций. Особенно сильное негативное воздействие оказывает Меперидин (Demerol), поскольку он долгое время остается в крови ребенка и влияет на качество сосания в течение нескольких дней. Даже Морфин, введенный эпидурально (Epimorph), может привести к тому, что ребенок не захочет сосать грудь или прикладываться к груди вовсе, поскольку действующее вещество эпидуральной анестезии определенно попадает в кровь матери, а значит и в организм ребенка до его рождения. Другие вмешательства в родовую деятельность (например, внутривенные вливания в больших количествах, активное освобождение дыхательных путей новорожденного, которое просто не обязательно для здорового доношенного ребенка) также могут вызывать трудности с прикладыванием ребенка. Для получения дополнительной информации см. книгу «The Latch and other keys to successful breastfeeding», глава 4 «Причины проблем с прикладыванием».

  2. Одна из возможных причин проблем с прикладыванием - физиологические особенности развития ротовой полости ребенка. Серьезные трудности в процессе прикладывания к груди вызывает расщелина нёба, она не всегда сочетается с расщелиной губы. Расщелина неба может быть не очевидна, если затронуто только мягкое нёбо.

  3. Ребенок учится сосанию груди путем сосания именно груди. Искусственные соски могут негативно влиять на качество захвата груди. Младенцы не глупы. Они не будут путаться между медленным потоком молока из груди (как и должно быть в первые несколько дней жизни) и быстрым потоком из бутылки. Многие малыши достаточно скоро почувствуют разницу и предпочтут более быстрый поток.

  4. Крупные, втянутые или плоские соски могут усложнять процесс прикладывания, но шанс на успех всегда есть. Однако у большинства женщин, которым сказали, что у них плоские или втянутые соски, на самом деле все в порядке. Фактически, соски, которые выглядят плоскими, практически всегда нормальны. Но мы живем в обществе, где кормление из бутылки по-прежнему является нормой. Поэтому, если соскИ матери не похожи на соску бутылки для кормления, ей говорят, что у нее плоские соскИ.

  5. Прикладывание может быть затруднено при наличии короткой уздечки (беловатая ткань под языком). Строго говоря, короткая уздечка не считается отклонением от нормы, и поэтому многие практикующие врачи не верят, что она может мешать успешному грудному вскармливанию; результаты многих исследований действительно демонстрируют негативное влияние уздечки на грудное вскармливание.

Однако одна из наиболее распространенных причин отказа детей от прикладывания к груди возникает из-за ошибочного представления о том, что младенцев в первые несколько дней нужно кормить грудью каждые 2 часа, или 3, или по какому-то другому своеобразному расписанию. Младенцы не должны питаться по часам даже в первые дни жизни. Убеждение в необходимости кормлений по режиму и попытка придерживаться определенного графика провоцирует нервозность среди медперсонала, например, в случае, если ребенок не был накормлен в течение 3 часов после рождения. Все это в свою очередь часто приводит к тому, что младенцев насильно прикладывают к груди, когда они еще не готовы к кормлению. Если ребенка насильно прикладывают к груди и силой удерживают в таком положении, особенно в ситуации, когда малыш не заинтересован или не готов, не стоит удивляться тому, что у некоторых новорожденных развивается отвращение к груди. Этот ошибочный подход приводит к панике и непреодолимому желанию «накормить ребенка», и тогда используются альтернативные методы кормления (худший из которых - бутылка), приводящие к ухудшению ситуации и началу порочного круга.

Нет доказательств того, что здорового доношенного новорожденного нужно кормить каждые 3 часа (или 2 часа или как-то еще) в первые дни его жизни. Нет доказательств того, что у новорожденных будет происходить падение уровня сахара в крови, если они не будут получать питание каждые 3 часа. Вопрос низкого уровня сахара в крови превратился в массовую истерию во многих послеродовых отделениях. Возможно, в основе этой истерии есть некое зерно истины, но на самом деле такая ситуация вызывает больше проблем, чем предотвращает их. В том числе проблема необоснованного докорма смесью многих младенцев, которые на самом деле в этом не нуждаются, раздельное пребывание малышей и матерей, когда в этом нет надобности, и отсутствие прикладываний. Младенцы должны находиться рядом с мамами, в тесном контакте кожа-к-коже бОльшую часть дня. В большинстве случаев малыши начинают искать грудь, когда они к этому готовы. Обеспечение возможности для матери и ребенка находиться в тесном контакте кожа-к-коже сразу после рождения, предоставление им необходимого времени, чтобы они смогли «найти» друг друга, помогает предотвращению большинства ситуаций, когда ребенок отказывается брать грудь. Кожа мамы стабилизирует температуру тела малыша при контакте кожа-к-коже, как если бы он лежал под обогревающей лампой, и, что наиболее важно, не перегревая, а именно поддерживая тепло на необходимом уровне. Контакт матери и ребенка в течение 5 минут - это не вариант. Мать и ребенок должны находиться вместе пока малыш не приложится к груди, без давления, без ограничения времени («мы должны взвесить ребенка», «мы должны дать ребенку витамин К» и т.д. - эти процедуры могут подождать!). Такой контакт может продолжаться 1-2 часа или дольше.

что делать дальше?Collapse )

Перевод выполнила Вероника Макарова,
консультант по грудному вскармливанию,
Санкт-Петербург


Оригинал публикации

Profile

истории о главном, мама и малыш, прикорм, milkmomstory, ГВ
milkmomstory
Milkmomstory. Мама и малыш. Истории о главном

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com