?

Log in

No account? Create an account

Entries by category: дети

Автор статьи: Донна Мюррей, RN, BSN | Проверено Мередит Шур, MD
Обновлено 05 февраля 2018 года

Размышления о том, планируете ли вы кормить ребенка грудью или нет, помогают вам получить исчерпывающую информацию о детской смеси и грудном молоке. Между компонентным составом грудного молока и смеси множество различий. Одно из них заключается в типах и количествах гормонов, которые можно обнаружить в грудном молоке или смеси.


Многие гормоны в грудном молоке были обнаружены лишь недавно. Исследование продолжается, поскольку ученые пытаются определить, какие еще гормоны и компоненты они могут найти. На данный момент об этих гормонах известно достаточно мало. Неясно, какое влияние многие из них оказывают на новорожденных и подросших детей, или в чем их важность. Таким образом, не имея всей необходимой информации просто невозможно пытаться воссоздать сочетание гормонов грудного молока в искусственной смеси.

Смесь, конечно, является безопасной альтернативой грудному молоку, но по сравнению с грудным молоком этот источник питания не является полноценным. В составе смеси всегда будут отсутствовать те или иные питательные вещества, антитела, ферменты и даже гормоны.

Что такое гормоны?

Гормоны – это химические вещества, которые выбрасываются в системный кровоток из разных частей организма. Они передают органам и тканям сигналы, сообщающие о нуждах организма и необходимых действиях. Гормоны можно обнаружить в крови, моче, слюне и грудном молоке. Гормоны выполняют различные задачи. Они контролируют репродуктивную функцию, рост и развитие, обмен веществ, кровяное давление и другие важные функции организма.

гормоны в грудном молокеCollapse )


Источники:

  • Dvorak, B. (2010). Milk Epidermal Growth Factor and Gut Protection. The Journal of Pediatrics, 156(2 Suppl), S31–S35. http://doi.org/10.1016/j.jpeds.2009.11.018

  • Dvorak, B., Fituch, C. C., Williams, C. S., Hurst, N. M., & Schanler, R. J. (2003). Increased epidermal growth factor levels in human milk of mothers with extremely premature infants. Pediatric Research, 54(1), 15-19.

  • Lawrence, Ruth A., MD, Lawrence, Robert M., MD. (2015). Breastfeeding A Guide For The Medical Profession Seventh Edition. Elsevier Health Sciences.

  • Riordan, J., and Wambach, K.. (2014). Breastfeeding and Human Lactation Fourth Edition. Jones and Bartlett Learning.

  • Savino, F., Liguori, S. A., Fissore, M. F., & Oggero, R. (2009). Breast Milk Hormones and Their Protective Effect on Obesity. International Journal of Pediatric Endocrinology, 2009, 327505. http://doi.org/10.1155/2009/327505


Оригинал публикации на английском

Перевод для проекта MILKMOMSTORY
выполнила Вероника Макарова,
консультант по грудному вскармливанию, Санкт-Петербург

Про ненужные и совершенно бесполезные анализы на дисбактериоз и на иммуноглобулин G я писала пару постов назад.

Теперь предлагаю (я, блин, вынуждена!) поговорить о совершенно ненужных и даже вредоносных генетических анализах на «лактазную недостаточность» и «витамины в организме».
Пост будет длинный, эмоциональный и путаный. Из двух частей: первая практическая, вторая лирическая.

Часть первая, практическая.
Есть молочный сахар, он же лактОза. Молочный сахар = лактОза, это одно и то же. Его много в грудном молоке, в коровьем молоке, да и вообще практически в любом молоке. Этот сахар переваривается в тонком кишечнике с помощью фермента лактАза. Если фермента нет или мало – возникает лактАзная недостаточность, она же лактОзная непереносимость, она же непереваривание лактОзы.
ЛактаАзная недостаточность = лактОзная непереносимость (непереваривание лактОзы).
Причин у дефицита или отсутствия фермента лактАзы много:


  1. Аллергия или инфекция. Вирусы, бактерии или аллергическое воспаление губят клетки тонкого кишечника – фермента выделяется мало или не выделяется вовсе – молочный сахар не переваривается. Это называется вторичная лактАзная недостаточность. Вылечите инфекцию/уберите аллергию – клетки восстановятся – фермента станет много – проблема исчезнет

  2. Физиологическая незрелость. Кишечник есть и клетки в нем целы, но незрелы – фермента выделяется мало – молочный сахар не переваривается. Это называется физиологическая лактАзная недостаточность. Дайте младенцу время, все созреет и исправится само собой

  3. Возраст. Чтобы старшие особи не таскали ценное и вкусное молоко у грудного младенца, природа встроила в них защитный механизм. Взрослые особи выделяют мало лактАзы, молочный сахар переваривается у них плохо. Это возрастная лактАзная недостаточность = возрастная гиполактАзия

  4. Изначальное отсутствие нужного фермента. КРАЙНЕ РЕДКО рождаются дети, у которых этот фермент вовсе не вырабатывается. Первичная гиполактАзия = врожденная лактАзная недостаточность. Редкость очень и очень большая.

Клиника лактАзной недостаточности (ЛН) – жидкий пенистый стул+сильные боли в животе+потеря веса или отсутствие прибавки в весе. Для полноценного диагноза нужны все 3 признака! Наличие только 1 или 2 из них говорит о том, что, либо, лактАзной недостаточности нет вообще, либо она не является основной причиной проблем и несильно выражена.
Диагностика ЛН многолика и разнообразна – от анализа кала на углеводы (есть возрастные нормы!! Для малышей – чуть ли не до 1!! 0,25% - норма для детей старше 12-18 мес, с большим количеством прикорма в питании!!) до подсчета водорода в выдыхаемом воздухе или биопсии тонкого кишечника. На практике основа диагноза – характерная клиника и, иногда, выраженный положительный результат после пробного лечения препаратами лактАзы (Лактаза-беби, Лактраза и т.д.).

А ГЕНЕТИКА ЗДЕСЬ ВОВСЕ НИ ПРИ ЧЕМ!!!
Дело в том, что есть ген, который «запускает» выработку фермента. Ген работает – фермент выделяется. Нет такого гена или он дефектный – привет тебе, редкий случай первичной лактазной недостаточности.

К гену, недалеко от него, прилагается рубильник. Специальный, для взрослых, чтобы чужое молоко не воровали. Пока человек маленький, рубильник стоит в одном положении. Потом ребенок становится старше (3-10 лет), рубильник включается – и выключает работу гена, который заставляет клетку вырабатывать фермент (и не просите меня объяснить, как рубильник узнает о том, что ребеночек вырос 😊. Сама с трудом понимаю, перевести на человеческий язык не могу).
В общем, схема простая: ген работает – фермент есть / ген не работает – фермента нет. Работает ген или нет – регулируется рубильником.

При этом у рубильника есть несколько положений. В одном ген работает на 100% (рубильник еще не включился), в другом не работает, а в третьем работает на 50-70%. Третье положение есть не у всех людей. Генетики маркируют это следующим образом:

  • с-13910С – ген работать не будет

  • с-13910Т – ген работать будет, на 50-70%

Поскольку генов у нас всегда по два – один от папы, другой от мамы – возможны следующие варианты:

  • С/С – человек ПОСЛЕ 3-10 лет вообще не будет переваривать молочный сахар.

  • С/Т – человек ПОСЛЕ 3-10 лет будет переваривать молочный сахар, но в небольших количествах. В капучино или мороженом – да, а в молоке с пенкой – уже нет 😊

  • Т/Т – человек ПОСЛЕ 3-10 лет пьет молоко литрами и ничего плохого ему не делается

Еще раз напоминаю, речь идет не о самом гене, который заставляет организм вырабатывать фермент! Речь идет о рубильнике (регуляторная область гена лактазы LCT (LACTASE gene), который определяет работу этого гена у ВЗРОСЛЫХ/СТАРШИХ ДЕТЕЙ!

Таким образом, если педиатр за каким-то лешим отправил вашего грудного младенчика на генетический анализ лактазной недостаточности и вы получили страшный результат «С/С -- обнаружен полиморфизм, ассоциированный с непереносимостью лактозы, в гомозиготной форме», то это значит только то, что с высокой долей вероятности, после 3 лет ваш ребенок наотрез откажется пить молоко и, нередко, вообще употреблять молочные и кисломолочные продукты. Поскольку он – таким образом – останется без молока, у него – теоретически!! – повышается риск развития остеопороза в взрослом возрасте. Однако, это все ооооооочееень теоретически, т.к. исследования последних лет решительно утверждают, что развитие остеопороза не очень-то от количества молочных продуктов и зависит, более того, есть вероятность, что избыток молочных продуктов в питании взрослых повышает риск развития остеопороза.

В общем, все сложно. И речь не о том. А о том, что:

  • делать генетический анализ на лактазную недостаточность имеет смысл после 1,5-3 лет

  • результат этого анализа МОЖЕТ сказать что-то ценное о том, будет или нет ребенок переносить молоко и молочные продукты после 3 лет. А может, кстати, и не сказать

  • основа диагностики – клиника! Анализы играют вспомогательную роль

Уфф. Вроде все. Про генетический анализ «на витамины», он же на «обмен фолатов» - как-нибудь в следующий раз.

Список литературы:
http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1365-2036.2007.03557.x/full - первое, что нашлось поиском. Текст от 2007 года, но все написано верно и даже понятно:).
Кроме этого на эту тему УЖЕ популярно писали педиатры Макаровы (около года назад, по-моему) и, мне кажется, Бутрий, но здесь не могу утверждать точно

Автор: Суламифь Вольфсон, врач-педиатр
23.02.2018

Оригинал публикации
Пытаясь разобраться в том, не короткая ли у малыша уздечка языка или губы, родители сталкиваются с множеством вопросов. Здесь представлены некоторые видимые физические особенности младенцев, которые могут быть признаками ограниченной подвижности тканей ротовой полости. В общении с сотнями мам эти вопросы всплывают снова и снова. Предложенные сведения также могут быть полезны для доул и других специалистов, оказывающих помощь кормящим мамам в первые дни после родов.

Прежде чем начать, хочу отметить следующее:

  • Диагностика – это то, чем занимаются только лицензированные медицинские специалисты. Поиски ответов в Интернете не могут заменить реального осмотра и оценки ситуации опытным IBCLC (консультант по лактации, грудному вскармливанию. - прим.пер.) и постановки диагноза медицинским специалистом.

  • Эта информация не является диагностическим инструментом; для адекватной оценки уздечки необходимо проверить ее функциональность (как она работает) и форму (как она выглядит). Даже при наличии проявлений у ребенка одного или нескольких перечисленных далее признаков короткой уздечки может не быть.

  • Я мама, консультант по грудному вскармливанию, инструктор по подготовке к родам и доула – я не профессионал в области здравоохранения, и не занимаюсь мануальным осмотром младенцев. Предлагаю использовать данную информацию в качестве поддержки для семей, испытывающих трудности на своем пути к успешному кормлению.


Изображение 1: Волдыри на губах часто считаются нормальной составляющей грудного вскармливания, но также они могут быть признаком тех или иных проблем. Этот милый маленький пузырек, возникающий под губным желобком вашего малыша, может указывать на дополнительное напряжение губы, которое требуется, чтобы удерживать грудь во рту.

На верхней губе, которая с трудом выворачивается наружу, во время кормления зачастую образуется складка (изображение 2) или она подворачивается внутрь (изображение 3). Если у ребенка после сосания груди возникает то, что я называю «размазанной губной помадой», это признак, указывающий на затрудненное выворачивание губы. Конечно, это также может быть связано с положением (ребенка у груди. – прим.пер.); при частом проявлении такого эффекта даже во время работы над улучшением качества прикладывания к груди, скорее всего, есть смысл для более пристального изучения ситуации.

Изображение 2: Образование складки "гармошкой" на губе, ограниченной в подвижности. Видите горизонтальную линию под носом? Вместо выворачивания при захвате груди, на верхней губе образуется складка. Сразу после кормления сгиб будет выглядеть как красная линия, см. изображение 1.

Изображение 3: Еще одно действие, компенсирующее ограниченность подвижности верхней губы, подворачивание. Некоторые мамы могут вручную выворачивать губу наружу, подсовывая под нее палец; другие мамы отмечают, что губа превращается в плотный валик, с которым сложно что-то сделать – это зависит от растяжимости уздечки и губы каждого конкретного малыша.

Изображение 4: Простой способ получить представление о возможном наличии короткой уздечки языка – вывернуть верхнюю губу и посмотреть, как уздечка крепится к деснам. Это более комфортный способ по сравнению с проверкой языка вашего малыша при помощи пальцев. Многие специалисты согласны, в 90% случаев наличие уздечки верхней губы сопровождается короткой уздечкой языка с прикреплением к его задней части. Этот момент может иметь ключевое значение для принятия решения о дальнейших действиях.

Изображение 5: "Двухцветный язык" – это термин, которым со мной поделилась Cathy Watson Genna, когда я упомянула о странности, которую заметила у своего ребенка. Его часто ошибочно принимают за молочницу (кандидоз), но зачастую язык пересечен линией, в отличие от молочницы, которая может проявляться в виде пятен в любом месте на слизистой. При ограниченном функционирования язык не получает адекватную помощь в слущивании клеток (подумайте о скребке для языка), и белый цвет свидетельствует именно об этой проблеме.

Изображение 6: Еще один очевидный момент – это то, как выглядит нёбо малыша. Когда ребенок плачет, зевает или просто находится рядом с вами, вы всегда можете заглянуть ему в рот и увидеть нёбо. В идеале нёбо имеет подковообразную форму, широкую поверхность, поскольку адекватное глотание и движения языка формируют нёбо ребенка еще до его рождения. У детей с ограниченной подвижностью языка часто формируется сводчатое нёбо – арка, пузырь, канал, и др. Это связано с невозможностью осуществления оптимальных движений.

Изображение 7: Не знаю, существует ли для этого специальный термин, но многие мамы рассказывают о вмятинах на языке своих малышей. Эти вмятины могут возникать, когда язык натягивается тканями, расположенными под ним.

Изображение 8: Язык ребенка может скручиваться или закручиваться вверх в форме чашечки во время плача. Диапазон движения языка также ограничен тканью, натянутой под ним.

Изображение 9: Если вы достаточно храбры и ребенок не возражает, попробуйте исследовать уздечку на ощупь. Эта манипуляция может расстроить малыша, но пальцы заботящегося взрослого наиболее привычны и комфортны для него. Поэтому если вы действительно хотите узнать, что происходит, загляните в рот сами. Положите ребенка себе на колени так, чтобы его ножки были направлены в сторону ваших коленей (головой к своему животу. – прим.пер.), и подсуньте пальцы под язык, наклонившись сверху к лицу малыша. Указательными пальцами аккуратно ощупайте и приподнимите язык… Попросите помощника сделать несколько фотографий.

Я не утверждаю, что использовала корректную терминологию. Всегда рада отзывам и исправлениям. Найдите меня на Facebook.


Дополнительные источники информации (на английском языке)Collapse )

СКАЧАТЬ ЛИСТОВКУ В ФОРМАТЕ PDF

Составлено Stacie Bingham, CD (DONA), LCCE


Перевод с официального разрешения автора
выполнила Вероника Макарова,
консультант по грудному вскармливанию, Санкт-Петербург

Оригинал публикации
Автор: Рита Брель 07.08.2017

Возьмите зеркало, откройте рот и поднимите язык к нёбу. Видите ли вы натяжение ткани, идущее от дна ротовой полости к нижней части языка? Скорее всего, да. Это нормально.

Такое натяжение ткани, технически известное как уздечка, подвергается тщательному обследованию у грудных младенцев. Слишком короткая и плотная уздечка не позволяет малышу высовывать язык за пределы нижней губы, что мешает эффективному прикладыванию. В результате: травмы сосков у мамы и расстроенный ребенок. Такая ситуация в целом называется «короткая уздечка языка».

Существует также еще один вид уздечки, которая может быть обнаружена. Такая уздечка соединяет центральную часть внутренней поверхности верхней губы с верхней десной, прямо посередине, между будущими большими передними зубами. Снова возьмите зеркало и поднимите верхнюю губу пальцем. Там вы должны увидеть растянутый участок ткани, если только она не была подрезана в более раннем возрасте с целью преодоления некоторых нарушений речи.

Подрезание в буквальном смысле подразумевает рассечение уздечки ножницами. Звучит не слишком приятно, хотя младенцам с очень короткими, плотными подъязычными уздечками их рассечение может позволить научиться качественно захватывать грудь. Уздечку должен оценивать только консультант по лактации с международной сертификацией (IBCLC, в России консультант по грудному вскармливанию. – прим.пер.), врач или детский стоматолог. Лечение чаще всего выполняет детский стоматолог.

У некоторых грудных детей с проблемами прикладывания к груди встречается слишком короткая и плотная уздечка губы, удерживающая ее в процессе прикладывания подвернутой внутрь, а не вывернутой наружу, что приводит к некачественному захвату груди. Такая ситуация называется "короткая уздечка губы".

Мы часто слышим о короткой уздечке языка, но сейчас все чаще встречается информация и об уздечке губы. Короткую уздечку часто обвиняют в неудачном материнском опыте кормления ребенка грудью, особенно когда речь заходит о проблемах с прикладыванием. Некоторые люди утверждают, что среди младенцев распространяется эпидемия короткой уздечки языка и губы, возможно, это связано с дефицитом питания матерей во время беременности.

Действительно ли это эпидемия?

Частота обнаружения истинной короткой уздечки языка или губы относительно невысока – от 0,2% до 2% младенцев рождаются с такой уздечкой. Но многие матери ошибочно обвиняют уздечку языка или губы, которую видят у своего ребенка, в проблемах с захватом груди. Однако наличие уздечки является нормой, а то, насколько короткой и тугой она должна быть, чтобы спровоцировать проблему – субъективный фактор. В то же время некачественный захват – распространенная ситуация, затрудняющая грудное вскармливание, которая может возникнуть в результате множества различных причин.

В связи с большей информированностью, а также с тем, что больше женщин начинают кормить грудью после родов, в наши дни уздечку языка диагностируют гораздо чаще, чем раньше, когда частота случаев начала кормления грудью была ниже. В принципе, речь не столько об эпидемии коротких уздечек языка и губы, сколько об осведомленности. А так как многие мамы все еще варятся в собственном соку, пытаясь решить проблемы с грудным вскармливанием, они, скорее всего, склонны приписывать свои затруднения причинам, которых на самом деле не существует, например, короткая уздечка языка или губы.

Вместе с тем, есть некоторые гипотезы о том, что в основе формирования ярко выраженной короткой уздечки языка или губы лежат определенные причины. Большинство из них являются генетическими, имеется в виду, что у мамы или папы ребенка тоже очень короткая, плотная уздечка. У всех моих детей, например, была действительно короткая, плотная уздечка губы, а у одного из них даже короткая уздечка языка.

Существует также теория о том, что формирование короткой уздечки языка или губы происходит в результате дефицита фолиевой кислоты, возможно, связанного с мутацией гена MTHFR, представленной также другими врожденными дефектами срединной линии, такими как расщелина позвоночника и расщелина нёба.

Рассечение не всегда спасительно

Независимо от причины, в отношении короткой уздечки языка или губы и успешного грудного вскармливания следует также учитывать следующий момент: наличие неподрезанной короткой уздечки не является 100%-ной причиной затруднений ребенка с захватом груди. Многие дети, как и мои, учатся прикладыванию вопреки наличию уздечки. Более тяжелые случаи обычно рано диагностируются, вскоре после родов, пока мама и ребенок еще находятся в роддоме, и уздечку подрезают. Иногда, в случае, если уздечку подрезают позже, ребенок все равно может отказываться прикладываться к груди.

Я бы рекомендовала пригласить консультанта по лактации (грудному вскармливанию. – прим.пер.) для осмотра вашего малыша. Если возникло предположение, что в проблемах с прикладыванием виновата короткая уздечка языка или губы, может потребоваться консультация детского стоматолога для возможного лечения. Но помните, что существует много степеней ограничения подвижности языка или губы уздечкой, а наличие небольшой уздечки совершенно нормально.

Если ваш консультант по лактации считает, что нет необходимости подрезать уздечку, следуйте другим рекомендациям по улучшению качества прикладывания ребенка к груди. Рассечение уздечки не всегда решает проблемы грудного вскармливания, но зачастую справиться с ними помогает терпение и устранение других возможных причин.

Перевод выполнила Вероника Макарова,
консультант по грудному вскармливанию, Санкт-Петербург

Оригинал на английском
Зима-зима-зима… К нам пришел ротавирус!
Напоминаю, что все кишечные инфекции делятся на бактериальные (сальмонеллез, дизентерия и т.д.) и вирусные (энтеровирус, ротавирус, норовирус и т.д.). Энтеровирусные кишечные инфекции – это лето и начало осени; ротавирус и норовирус гуляют, преимущественно, зимой.

Основные положения:
1. Все вирусные кишечные инфекции передаются не только через грязные руки, но еще и воздушно-капельным путем. Поэтому, как правило, болеет вся семья, по очереди😊

2. Клиника острых вирусных кишечных инфекций может быть разной. Ротавирус – это, как правило, высокая температура+частая рвота+многократный понос. Норовирус – это, как правило, сильнейшая тошнота и интоксикация+боли в животе+не очень сильно выраженный понос и рвота. Хотя, конечно, как везде возможны варианты. Более того, температура+понос+рвота – отнюдь не всегда кишечная инфекция вообще! Без осмотра врача не обойтись.

3. Иммунитет разный – к ротавирусу пожизненный, к норовирусу и к энтеровирусам на несколько месяцев. Поэтому норовирусной инфекцией болеть можно каждый год, а от ротавирусной инфекции существуют прививки.

4. Основа лечения острых кишечных вирусных инфекций – борьба с обезвоживанием и интоксикацией, т.е. выпаивание. Отдельно и большими буквами – ЭНТЕРОФУРИЛ (он же ЭРСЕФУРИЛ) НЕ НУЖЕН при острых кишечных вирусных инфекциях! Можно использовать смекту (неосмектин и т.д.) и пробиотики на основе L rhamnosus GG и S boulardii, хотя однозначного мнения на эту тему нет. Мотилиум, церукал, имодиум и прочие препараты от рвоты или поноса – только по очной рекомендации врача! Ферментные препараты (мезим, креон и т.д.) не нужны.

5. Выпаивание – основа помощи для ребенка. Вначале о технике, потом о выборе продуктов для выпаивания.
     a. Техника очень проста. Представьте себя капельницей. Берете жидкость, берете чайную ложку, ставите перед собой часы – и начинаете давать каждые 3-4 минуты по 1 ложечке жидкости. Кап.Кап.Кап.Кап.Кап.Кап – и так, пока не выпоите хотя бы стакан жидкости. Если вы хотите дать смекту или какой-то другой жидкий препарат – включаете его в выпаивание. Ложечка жидкости – 4 минуты – ложечка препарата – 4 минуты – ложечка жидкости и т.д. Через 40-60 минут выпаивания интервалы можно чуть-чуть сократить, до 2-3 минут. Больших объемов питья одномоментно не давать – опять начнет тошнить.
      b. Выбор жидкости для выпаивания. ТОЛЬКО НЕ РЕГИДРОН!! Нет, его тоже можно и он прекрасен. Но только после того, как ребенка посмотрел врач и рекомендовал именно регидрон. Самостоятельно его использовать не надо. Там много солей, при неправильном использовании Регидрон может провоцировать дополнительное разжижение стула – и добавочную потерю жидкости. Из готовых препаратов для выпаивания лучше выбирать Гастролит или Хумана электролит. Также можно использовать морковно-рисовый отвар (есть готовый от Хипп, есть рецепты в интернете). До консультации врача, и если под рукой ничего другого нет, лучше возьмите для начала обычный некрепкий подслащенный чай. Или разведенный компот из сухофруктов (изюм, курага). Или разведенный яблочный сок, или разведенную кока-колу, из которой выпустили газ.
      c. Через несколько часов выпаивания, когда состояние ребенка немного стабилизировалось, обязательно предложите ему еду! Голод на фоне кишечной инфекции может сам по себе провоцировать развитие рвоты. Поэтому ставьте под нос маленькие порции еды – соленые сухие крекеры, изюм, курага, нарезанные кусочки банана, самодельные сухарики из белого или черного хлеба с солью или сахаром и т.д., пусть берет по аппетиту и продолжает пить-пить-пить. Если ребенок сам попросил что-то съесть – дайте! Только все небольшими порциями, на блюдечке. Лучше поесть три раза по чуть-чуть, чем один раз полную порцию.

6. На что обращать внимание. На мочу. В первую очередь, на мочу. Ребенок должен писать. Часто. И моча должна быть светлой, прозрачной, без сильного запаха. Если моча концентрированная – жидкости в организме не хватает, надо поить. Если ребенок писает редко и у него понос – нужна срочная консультация врача.

7. Питание ребенка – после выпаивания и прекращения частой рвоты, т.е. на 2-5 день болезни – может быть практически таким же, как и до болезни. Да, без фаст-фуда и без консервов, но основной набор – мясо-овощи-крупы-рыба и т.д. – остается прежним, специфических ограничивающих диет не надо. Супы-каша-салаты и прочее. Исключение – молоко и молочные продукты (сыр, творог, каши на молоке и т.д.). Вирусные кишечные инфекции поражают тонкий кишечник, в котором вырабатывается лактаза, фермент, необходимый для переваривания молочного сахара лактозы. Соответственно, для восстановления слизистой и выработки фермента в полном объеме требуется время, от 7 до 14 дней. Если в этот период – без фермента – будет поступать с питанием лактоза, начнется пенистый понос и боли в животе. Поэтому либо исключаем продукты с лактозой (молоко, сыр, творог, в тяжелых случаях – и кисломолочные напитки), либо предлагаем безлактозные варианты, либо добавляем к молочным продуктам фермент лактазу (Лактозар, Лактаза-беби). Также про питание напоминаю известные факты:
        i. Закреплению стула способствуют рис, черничный кисель (делайте сами! Крахмал+замороженная или сушеная черника), груша
        ii. Кефир влияет на стул! Свежий кефир послабляет, а трехдневный – наоборот, крепит. К йогуртам это, кстати, не относится, по-моему😊.

Список литературы:
1.http://www.espghan.org/fileadmin/user_upload/guidelines_pdf/Guidelines_2404/European_Society_for_Pediatric_Gastroenterology_.26.pdf - европейский гайдлайн по лечению кишечных инфекций у детей
2. http://medspecial.ru/for_doctors/29/27940/ - про выбор напитков для регидратации
3. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/130696/9244593181R.pdf - ВОЗ-овский гайдлайн по лечению диареи у детей

Грудное вскармливание и острые кишечные инфекции
Документов на эту тему столько, что не знаешь, за что хвататься и на что ссылки давать. Даже в российские государственные рекомендации уже давно вошло, как определение – при острых кишечных инфекциях прерывать грудное вскармливание не надо!
Поэтому кратко и по пунктам:
1. Грудное молоко играет важную роль в борьбе с кишечными инфекциями. Оно богато защитными веществами и, благодаря оптимальному солевому и углеводному составу, является наилучшим средством для выпаивания детей.

2. Дети на грудном вскармливании легче болеют и быстрее выздоравливают, чем дети без грудного молока.

3. Рвота и понос на фоне острой кишечной инфекции – ПОКАЗАНИЕ к грудному вскармливанию, а не противопоказание.

4. Ограничивать ребенка в количестве грудного молока не надо. Но, поскольку, на фоне кишечной инфекции рвота может провоцироваться, в том числе, быстрым поступлением большого объема пищи, иногда лучше сцедить грудное молоко и давать его из ложечки – выпаивать ребенка. Через 1-2 часа рвота, как правило, прекращается – и ребенка можно снова прикладывать к груди. Еще раз:
          a. Если у ребенка рвота-температура-понос, его надо кормить грудью. При этом все продукты прикорма даются только по желанию и аппетиту ребенка, а грудное молоко становится основным продуктом питания и питья, которое поступает малышу. Кормим по требованию, многие дети просто «повисают» на груди – это нормально и хорошо. Никаких искусственных ограничений – 5 минут раз в 2 часа и т.д. – не надо! Наоборот, жидкость должна поступать постоянно, для борьбы с обезвоживанием
          b. Если малыш прикладывается, жадно сосет, его тошнит, он снова прикладывается и его опять тут же начинает тошнить – и так по кругу – можно сцедить 100-200 мл грудного молока и давать их из ложечки, по 1 ложечке в 3-4 минуты (время засекать по часам!). После того, как рвота прекратилась (как правило, через 1-2 часа) – ребенка можно снова прикладывать к груди
          c. Если рвота у ребенка возникает независимо от активного сосания – никакого специального выпаивания грудным молоком не надо, можно просто прикладывать и прикладывать к груди. Да, это инфекция, ребенка будет тошнить, увы.

5. Одним из основных углеводов грудного молока является лактоза. На фоне острых кишечных инфекций организм часто теряет способность переваривать этот углевод. Это называется вторичная лактазная недостаточность. Для лечения вторичной лактазной недостаточности достаточно давать ребенку препараты фермента лактазы. Дозировку, начало и длительность приема определяется врач, обычно хватает 7-14 дневного курса лечения, после чего можно возвращаться к обычной практике грудного вскармливания

Ссылки (их миллионы, привожу русскоязычные, с подтверждением того, что при кишечной инфекции можно и нужно кормить грудным молоком):
1. КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛ ЛЕЧЕНИЯ) ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ БОЛЬНЫМ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ -http://niidi.ru/dotAsset/91e2802d-ed31-40a1-b32b-c888f12c196c.pdf - «Дети с ротавирусным гастроэнтеритом, находящиеся на естественном вскармливании, продолжают получать грудное молоко, при необходимости проводится коррекция диеты матери, при выраженной клинике лактазной недостаточности возможно использование фермента лактазы (из расчета: 700 единиц на 100 мл грудного молока)»
2. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ -http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog.pdf – «Сохраняется грудное молоко», «при грудном вскармливании – лактаза»
3. Лечебное питание при острых кишечных инфекциях у детей - https://www.lvrach.ru/2009/02/7155827/ - «Оптимальным видом питания грудных детей является материнское молоко, которое назначают дробно до 10 раз в день (каждые 2 часа по 50,0 мл). Возможно применение принципа «свободного вскармливания».
4. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1740-8709.2008.00176.x/abstract;jsessionid=D7A40F73517EF67645DE158E6A9224ED.f01t03 – англоязычный метаанализ, подтверждающий, в том числе, что грудное вскармливание полезно и необходимо при острых кишечных инфекциях у детей
5. http://www.kormim-grudju.com.ua/mozhno-li-kormit-esli-ponos/ - все тоже самое, только подробнее + ссылки на украинские источники

Автор: Суламифь Вольфсон, врач-педиатр

Источник
Автор: Jack Newman, MD, FRCPC, 2017

Логика в головах многих врачей и противников грудного вскармливания настолько извращена, что они выдают преимущества, присущие грудному вскармливанию, за потенциальный вред для матери или ребенка. Ниже приведем два примера.

1. Грудное молоко содержит антитела, защищающие ребенка от инфекции

В отличие от того, что думают многие люди, среди которых немало и врачей, в состав грудного молока на самом деле входят не только лишь антитела, а достаточно большое разнообразие иммунных факторов, способствующих защите ребенка от инфекции. Тот факт, что даже дети, которых кормят исключительно грудью, иногда подвергаются воздействию инфекций, в "капиталистических странах" часто воспринимается как "доказательство" того, что грудное молоко в действительности не обладает такой уж значимой защитной функцией. На самом деле, конечно, это ничего не доказывает, поскольку не существует идеальной защиты. Также не следует забывать: в то время как дети, находящиеся на грудном вскармливании, активно защищены, дети, живущие в обеспеченном обществе, которых кормят смесью, защищены, поскольку растут в уединении (изолированы от контакта с той частью общества, которая представляет потенциальную угрозу для здоровья. - прим.ред.).

Однако пропагандисты искусственного питания забывают, что даже в самых развитых и успешных странах мира есть собственный "третий мир" в трущобах городов, в некоторых районах сельской местности и в резервациях коренного населения в развитых странах: Канаде, США, Австралии и Южной Америке.

Грудное молоко содержит большое количество иммунных факторов, в действительности их десятки, все они согласованно работают и помогают защитить ребенка от инфекции. Как упоминалось выше, антитела представляют собой лишь одну группу этих факторов.

Одним из важных способов защиты, но не единственным, является образование активного барьера из иммунных факторов грудного молока на оболочках, выстилающих внутреннюю поверхность пищеварительного тракта и дыхательных путей. Он блокирует попадание бактерий, вирусов и грибов в организм ребенка (то, что находится в просвете пищеварительного тракта или дыхательных путей, не считается проникнувшим внутрь организма). Бóльшую часть антител в молоке составляет sIgA («секреторный» IgA, состоящий из двух молекул антитела IgA, с добавленной секреторной цепью, которая позволяет молекуле проникать в молоко, и соединительного пептида, защищающего молекулу от разрушения желудочными и кишечными ферментами). Молекулы sIgA составляют часть этого защитного барьера, но он также состоит из лактоферрина, лизоцима, муцинов и других соединений; однако, антитела sIgA не проникают в кровоток ребенка. Некоторые люди, не разбирающиеся в сути вопроса, говорили (и даже писали в книгах), что антитела могут защитить ребенка только от кишечных инфекций, потому что антитела не попадают в кровоток. Очевидно, они не знают, как работает этот барьер. Несомненно, лучше предотвратить попадание бактерий, вирусов и грибов в организм ребенка, а не бороться с ними, когда они уже вторглись в него.



Матерям с аутоиммунными заболеваниями часто запрещают кормить грудьюCollapse )

Но ребенок может родиться с той же проблемой!Collapse )

2. Состав грудного молока варьируется от женщины к женщине, от начала кормления к его завершению, в течение суток, в зависимости от того, что мать могла съесть, от стадии лактации (молозиво - зрелое молоко). Другими словами, молоко изменяется в соответствии с потребностями ребенка. В связи с этим у некоторых людей появляются какие-то странные идеи.

Изменчивость грудного молока – хорошее качество, а не плохое. Это означает, что молоко меняет состав в ответ на потребности растущего ребенка и его индивидуальные нужды. Но как же случилось, что мы стали считать это свойство чем-то "плохим"?

Молоко матери, кормящей ребенка другого возраста, не подходит для вашего малышаCollapse )

Обмен грудным молокомCollapse )

Банки грудного молока

Многие банки грудного молока не примут молоко, сцеженное матерями, кормящими детей старше 6 месяцев, вероятно, по тем же причинам, что описаны выше. Это огромная потеря потенциальных доноров! Обычно это матери, кормящие подросших малышей, которым гораздо проще сцеживать молоко для донорства.

В случае отсутствия доступного грудного молока в молочном банке ребенок, нуждающийся в дополнительном питании, получит смесь. И это факт, не зависящий от его возраста: родился ли этот малыш раньше срока, неделю назад или ему уже исполнилось 6 месяцев. Он получит все ту же смесь для всех возрастов, очевидно, с неизменным химическим составом. Где здесь логика?

Здесь нет логики. Какие выводы из изложенного выше можно сделать о том, как мы воспринимаем грудное молоко и как относимся к смеси? Значительные. Мы верим, что грудное молоко по своей природе потенциально опасно, в то время как искусственная смесь считается априори безопасной. Неважно, насколько велика разница между смесью и грудным молоком, мы, как общество, как медицинские профессиональные организации, в той или иной степени признаем, что смесь лучше, чем грудное молоко матери, кормящей ребенка, отличающегося по возрасту от младенца, потенциально нуждающегося в донорском молоке.

Конечно, такое возможно только в связи с нашими предпочтениями и слепым признанием "науки", даже если эта наука на самом деле является способом продвижения компании-производителя искусственного питания, не имеющим никакого научного обоснования. См. представленный ниже рекламный плакат компании-производителя смеси со всеми этими бессмысленными линиями, якобы придающими плакату наукообразность. Это старая реклама времен 1990-х годов, когда смесь еще не содержала настолько много важных ингредиентов, о которых сейчас нам рассказывают компании-производители, более того, обращают наше внимание на то, что эти компоненты необходимы для правильного развития ребенка. Но, видимо, в 1990-х годах дети в них не нуждались. А сейчас благодаря этим ингредиентам смесь "почти такая же, как грудное молоко" (даже если состав смеси не меняется).


Эта реклама смеси, опубликованная в 1990-х годах, пытается убедить нас в научной обоснованности. Линии, изображенные на плакате, призваны создать такое впечатление, хотя на самом деле это не что иное, как просто касательные к кругам различного диаметра. Бессмысленно.











Перевод выполнила Юлия Иванова,
консультант по грудному вскармливанию,
Санкт-Петербург
под редакцией консультанта по грудному вскармливанию
Вероники Макаровой, Санкт-Петербург

Оригинал публикации на английском
 
Ношение детей на руках – неотъемлемая часть родительства.  Способ родоразрешения, метод вскармливания, следование той или иной педагогической или оздоровительной системе могут быть разными; логично, что у каждого варианта есть свои сторонники и противники.

И только ношение на руках остается привычно необходимым, обязательным и неизбежным.

Постоянное присутствие ношения детей в повседневной жизни ставит под сомнение саму необходимость изучения этого феномена. Исследования, посвященные ношению детей на руках или в тех или иных переносках, многочисленны, однако в большинстве своем они принадлежат нерусскоязычным авторам, что затрудняет их распространение в нашем обществе. Ситуация отягощается популярным в России мнением о том, что ношение на руках вызывает чрезмерную привязанность ребенка к родителям. Пожалуй, самая частая рекомендация, которую получают матери – «не приучай ребенка к рукам». Также распространено мнение о вреде ранней вертикализации младенцев и возможном вреде для развития детородных органов.

Данная статья представляет краткий обзор исследований о ношении детей на руках и в переносках.

Дети рождаются для того, чтобы их носили

Существует определенное количество исследований о незрелости новорожденного, основывающихся на сравнении морфологических типов млекопитающих. Б. Хассенштайн выделяет три типа: altricial young (гнездовые: коты, зайцы и т.д.), nidifygous young (выводковые: слоны, лошади и и т.д.) и clinging young (носимые: сумчатые, приматы  и т.д.)[1].

Человеческий новорожденный появляется на свет относительно беспомощным, но с развитыми рефлексами (хватательный, Моро, защитный рефлекс поворота головы и т.д.). Они, а также слабая способность к терморегуляции, быстрое переваривание грудного молока, не развитое до конца зрение, пищеварение, моторные навыки и т.д. – говорят о том, что ребенок рождается в промежуточной стадии развития и нуждается в постоянной близости взрослого (обычно матери).

Существует гипотеза, что так проявился своеобразный эволюционный компромисс, связанный с началом прямохождения: у женщин сузились кости таза, ребенок вынужден рождаться по сути недоношенным, поэтому дозревает снаружи, вне матери. Частое ношение дает возможность ребенку ощущать привычный ритм дыхания, шагов и биения сердца матери и стабилизироваться, подстраиваться под них.

Метод кенгуру

Пожалуй, лучшим подтверждением необходимости ношения является общемировое признание «метода кенгуру». Этот метод выхаживания недоношенных, хоть и возник из-за недостатка жизнеобеспечивающей аппаратуры, успешно используется во многих больницах, в том числе и в России. «Исследования и опыт показывают, что метод кенгуру по меньшей мере является эквивалентом традиционному инкубатору с точки зрения безопасности и термальной защиты, если измерять показателем смертности, обзор Lawn et al 2010 продемонстрировал, что МК снижает смертность детей <2000 на 51%. Метод кенгуру существенно снижает уровень тяжелой заболеваемости новорожденных благодаря тому, что он способствует грудному вскармливанию».[2]

Многочисленные исследования показали, что метод кенгуру имеет положительные последствия как для детей, так и для матерей. Одна из первых исследователей ношения Мария Блуа приводит целый ряд доказательств.

«Результаты исследований показали, что метод "Матери-кенгуру" позволяет добиться лучших результатов физиологического развития ребенка и стабилизации организма в целом, чем при терапии с использованием инкубаторов (Бергман и др., 2004); дети лучше набирали вес, их раньше выписывали из больницы, они дольше пребывали на грудном вскармливании (Раманатхан др., 2001); данный метод оказывал положительное влияние на развитие материнского инстинкта и способствовал установлению привязанности матери к младенцу (Тессье др., 1998).

Анализ результатов трех исследований (Конде-Агудело др., 2003) в которых приняли участие 1362 ребенка, родившихся с недостаточным весом, показал, что метод "Матери-кенгуру" снижает риск развития внутрибольничных инфекций, возникновения тяжелых заболеваний нижних дыхательных путей на протяжении 6 месяцев наблюдений и способствует сохранению исключительно грудного вскармливания после выписки.  Группа исследователей Фельдмана (Фельдман и др., 2002a) обнаружила, что к трем месяцам жизни ребенка метод "Кенгуру" способствует установлению родительской заботы и лучшего семейного микроклимата. Шесть месяцев спустя после родов матери, практиковавшие метод "Кенгуру", были более нежными в обращении с детьми, а их полугодовалые дети отличались более высоким уровнем умственного и психомоторного развития».[3]

Авторы других исследований (Андерсон и др в 2003 г, Фербер и др. в 2004 г, Хуанг  и др в 2006 г) пришли к выводу, что использование метода "Кенгуру" при выхаживании доношенных новорожденных детей позволяет быстрее стабилизировать физиологическое состояние организма и обеспечить необходимую двигательную активность, способствует температурной адаптации доношенных новорожденных с гипотермией.  В других исследованиях было установлено, что метод "Кенгуру" значительно уменьшает продолжительность плача доношенных детей (Кристенсон др., 1995, Грей и др., 2000). В результате недоношенные дети быстрее набирали вес, а у доношенных быстрее устанавливались циркадные ритмы (Фербер др., 2002a) и необходимый уровень секреции мелатонина (Фербер и др., 2002b).

Ношение помогает развиться взаимной привязанности

«Жизнь и деятельность новорожденного неразрывно связана с жизнью и деятельностью ухаживающего за ним взрослого» (Л. Выготский). Фактически мать является учебником общения для младенца, контактный плач, призывающий взрослого, превращается в лепет, а затем и речь, направленную к матери. Первичная привязанность к родителям определяет дальнейшие социальные отношения. События первого года жизни формируют у ребенка базу для восприятия внешнего мира.

Уход, основанный на сепарации ребенка и родителей, а, следовательно, дефицит общения и тактильного контакта, может вызвать нарушения в развитии ребенка: психические и физические задержки развития, дефект познавательной функции, речевого и эмоционального развития (Р. Спитц, Дж. Боулби, А. Джерсилд, Анна Фрейд, Э. Пиклер, М.Лисина, Л.Выготский)[4].  Нейропсихолог Джеймс Прескотт совместно с Национальным институтом здоровья ребенка и развития человека (США) изучил и обнаружил прямую взаимосвязь между обществами с низким уровнем насилия по отношению к детям и принятым в данной культуре контактом с ребенком «кожа к коже».

Оптимальное положение для ношения

Те или иные переноски для детей существовали во всех культурах. Первый зафиксированный источник использования тканевой переноски относится к 14 веку до н.э. (барельефы из гробницы Хоремхеба, фараона Древнего Египта). Характерно, что на преобладающем большинстве изображений дети находятся в одном и том же положении: вертикально, с согнуто-разведенными ногами.

Начало изучения этого положения было положено немецким ортопедом Бюшельбергером в 1961 году. Он установил, что это «наиболее анатомически удачное положение бедренной кости по отношению к вертлужной составной впадине. Бедренная кость располагается наилучшим образом внутри вертлужной впадины, когда бедренные кости находятся под углом 40° к центру тела и симметрично разведены под углом 100°. Эти значения приближены к углам, которые образуются, когда ребёнок сидит на бедре».

«В моменты, когда человек, заботящийся о ребёнке, приближается к малышу, можно наблюдать интересный рефлекс - реакцию сгибания и разведения. Это означает, что ребенок сгибает и разводит ноги в стороны. Этим он готовится к тому, что его будут носить на бедре. В таком положении мать и ребёнок представляют собой слаженный идеальный механизм, как ключ и замок». (Kirkillionis)

Исследования, проведенные в 1950-х годах, показали вредное воздействие традиционного пеленания и положительные эффекты слингоношения для профилактики и лечения дисплазии тазобедренного сустава. Доктор C. Стюарт Хьюстон, выпустил документальный фильм на эту тему в 1954 году: https://www.youtube.com/watch?v=sI52Q_qolYw В настоящее время изучением и распространением информации о дисплазии ТБС активно занимается IMDI (Международный институт дисплазии) hipdysplasia.org/.

Долговременные последствия ношения
Некоторое количество исследований посвящено влиянию ношения на продолжительность грудного вскармливания. Так, исследование 2012 года в Италии собрало информацию о 200 матерях здоровых доношенных детей.  Часть из них получили переноски и обучились их использованию, а часть только информацию о грудном вскармливании. «Из 100 матерей, получивших приспособления для переноски, 69 использовали их по крайней мере один час в день в первый месяц жизни ребёнка, в то время как 31 мать не использовала их вовсе.  В то время как при выписке из родильного отделения в обеих группах грудное вскармливание протекало одинаково, матери и дети из группы исследования, получили значительное преимущество в сравнении с контрольной группой через 2 (72% и 51%) и через 5 месяцев (48% и 24%) после родов. Детей из группы исследования значимо чаще кормили грудью, чем детей из контрольной группы».[5]

В 2016 году в журнале Pediatrics опубликовано исследование о влиянии выхаживания через контакт кожа-к-коже спустя 20 лет. «С 1993 по 1996 год в Колумбии проводилось рандомизированное контролируемое исследование (РКИ), которое оценивало краткосрочное и среднесрочное (спустя один год) влияние активного вынашивания малышей на руках на их выживание, развитие нервной системы, кормление грудью и связь с родителями… Спустя 20 лет результаты были проанализированы конкретно для 229 участников прежнего исследования, которые весили при рождении 1800 г и меньше и выхаживались по методу кенгуру, по сравнению с 204 из контрольной группы.

Выяснилось, что ношение преждевременно родившихся крох в контакте кожа-к-коже дает очень долгосрочный результат: даже спустя 20 лет наблюдались стойкие защитные социальные и поведенческие эффекты. Это очень важно, поскольку недоношенные дети весьма уязвимы и имеют повышенный риск неврологических и поведенческих нарушений; в школьном возрасте они (а заодно и их родители) чаще страдают от гиперактивности, синдрома дефицита внимания, плохой успеваемости. Но к людям, за кем во младенчестве ухаживали по методу кенгуру - который включает в себя частый контакт кожа-к-коже, исключительно грудное вскармливание и раннюю выписку домой с последующим наблюдением врачами - это относится в гораздо меньшей степени. В группе кенгуру уже 20 лет спустя наблюдалась небольшая, но статистически значимая разница с контрольной группой в уровне интеллекта (IQ-тесты), которая подтверждалась исследованиями мозга: люди, которых малышами много носили на руках и кормили грудью, имели значительно более развитые области серого вещества и более зрелую кору головного мозга. В школьном возрасте "дети кенгуру" показывали пониженную гиперактивность и агрессивность, лучшую моторную координацию, хороший контакт с родителями и лучшую успеваемость, а во взрослом возрасте - более высокую почасовую оплату.»[6]

Еще одно долговременное исследование 192 детей (Kirkilionis) не выявило никакой связи между переносом в вертикальном положении и увеличением постурального повреждения. Не наблюдалось увеличения числа спинальных аномалий у детей, которые проводили от 2 до 2 1/2 часа в день в переносках, а также среди младенцев, которых носили в течение 4, 5, 6 или более часов в день - некоторые из них уже с первой недели жизни. Ни один из детей позже не показал отклонения, которые можно было бы связать с ношением в переносках.  Количество постуральных аномалий у детей исследования не превышает процент таких аномалий у детей в начале обучения в школе. Это показывает, что нет необходимости бояться повреждения позвоночника у детей.

Итак, мы рассмотрели исследования, посвященные ношению детей на руках и в переносках. Преимущества, получаемые ребенком и родителями при ношении, делают ношение жизненно необходимой потребностью. Необходимо поддерживать ношение и предоставлять родителям объективную информацию, основанную на достоверных источниках.
Ольга Плескань,
Председатель Правления НП “Лига Слингоконсультантов»,
сертифицированный тренер для помогающих профессий
школы слингоношения Trageschule
член СППМ
Литература
[1] Evelin KirkilionisBaby Wants to be Carried, Pinter & Martin, 2014

[2] Метод кенгуру. Практическое руководство. Департамент репродуктивного здоровья и исследований. Всемирная Организация Здравоохранения.  Женева

[3] Blois, Maria. “Birth: Care of Infant and Mother: Time Sensitive Issues.” Best Practices in the Behavioral Management of Health from Preconception to Adolescence, edited by William Gordon and Jodie Trafton. Los Altos: Institute for Disease Management. 2007-8. pp. 108-132. Перевод Анны Ердяковой.

[4] Филиппова, Г. (2002). Психология материнства. Москва: Издательство Института Психотерапии.

[5] Pisacane A1, Continisio P, Filosa C, Tagliamonte V, Continisio GI. Use of baby carriers to increase breastfeeding duration among term infants: the effects of an educational intervention in Italy. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22734604, перевод Ирины Михеевой.

[6] Twenty-year Follow-up of Kangaroo Mother Care Versus Traditional Care Nathalie Charpak, Rejean Tessier, Juan G. Ruiz, Jose Tiberio Hernandez, Felipe Uriza, Julieta Villegas, Line Nadeau, Catherine Mercier, Francoise Maheu, Jorge Marin, Darwin Cortes, Juan Miguel Gallego, Dario Maldonado Pediatrics December 2016

Автор статьи Джек Ньюман

Ребенок может отказываться брать грудь по разным причинам, их немало. Часто такое поведение обусловлено сочетанием нескольких причин. Например, ребенок может приложиться к груди даже при наличии короткой уздечки, если не наложатся другие факторы. Однако такого малыша с первых дней кормят из бутылки, или если соскИ и ареолы матери отекли вследствие внутривенных вливаний в родах и в послеродовом периоде, все это может достаточно быстро привести к тому, что ситуация, которая оценивалась как «достаточно хорошая», превратится в «безвыходную».

  1. Некоторые малыши не хотят сосать грудь или делают это неэффективно из-за лекарств, полученных в родах. Наркоз - частая причина подобных ситуаций. Особенно сильное негативное воздействие оказывает Меперидин (Demerol), поскольку он долгое время остается в крови ребенка и влияет на качество сосания в течение нескольких дней. Даже Морфин, введенный эпидурально (Epimorph), может привести к тому, что ребенок не захочет сосать грудь или прикладываться к груди вовсе, поскольку действующее вещество эпидуральной анестезии определенно попадает в кровь матери, а значит и в организм ребенка до его рождения. Другие вмешательства в родовую деятельность (например, внутривенные вливания в больших количествах, активное освобождение дыхательных путей новорожденного, которое просто не обязательно для здорового доношенного ребенка) также могут вызывать трудности с прикладыванием ребенка. Для получения дополнительной информации см. книгу «The Latch and other keys to successful breastfeeding», глава 4 «Причины проблем с прикладыванием».

  2. Одна из возможных причин проблем с прикладыванием - физиологические особенности развития ротовой полости ребенка. Серьезные трудности в процессе прикладывания к груди вызывает расщелина нёба, она не всегда сочетается с расщелиной губы. Расщелина неба может быть не очевидна, если затронуто только мягкое нёбо.

  3. Ребенок учится сосанию груди путем сосания именно груди. Искусственные соски могут негативно влиять на качество захвата груди. Младенцы не глупы. Они не будут путаться между медленным потоком молока из груди (как и должно быть в первые несколько дней жизни) и быстрым потоком из бутылки. Многие малыши достаточно скоро почувствуют разницу и предпочтут более быстрый поток.

  4. Крупные, втянутые или плоские соски могут усложнять процесс прикладывания, но шанс на успех всегда есть. Однако у большинства женщин, которым сказали, что у них плоские или втянутые соски, на самом деле все в порядке. Фактически, соски, которые выглядят плоскими, практически всегда нормальны. Но мы живем в обществе, где кормление из бутылки по-прежнему является нормой. Поэтому, если соскИ матери не похожи на соску бутылки для кормления, ей говорят, что у нее плоские соскИ.

  5. Прикладывание может быть затруднено при наличии короткой уздечки (беловатая ткань под языком). Строго говоря, короткая уздечка не считается отклонением от нормы, и поэтому многие практикующие врачи не верят, что она может мешать успешному грудному вскармливанию; результаты многих исследований действительно демонстрируют негативное влияние уздечки на грудное вскармливание.

Однако одна из наиболее распространенных причин отказа детей от прикладывания к груди возникает из-за ошибочного представления о том, что младенцев в первые несколько дней нужно кормить грудью каждые 2 часа, или 3, или по какому-то другому своеобразному расписанию. Младенцы не должны питаться по часам даже в первые дни жизни. Убеждение в необходимости кормлений по режиму и попытка придерживаться определенного графика провоцирует нервозность среди медперсонала, например, в случае, если ребенок не был накормлен в течение 3 часов после рождения. Все это в свою очередь часто приводит к тому, что младенцев насильно прикладывают к груди, когда они еще не готовы к кормлению. Если ребенка насильно прикладывают к груди и силой удерживают в таком положении, особенно в ситуации, когда малыш не заинтересован или не готов, не стоит удивляться тому, что у некоторых новорожденных развивается отвращение к груди. Этот ошибочный подход приводит к панике и непреодолимому желанию «накормить ребенка», и тогда используются альтернативные методы кормления (худший из которых - бутылка), приводящие к ухудшению ситуации и началу порочного круга.

Нет доказательств того, что здорового доношенного новорожденного нужно кормить каждые 3 часа (или 2 часа или как-то еще) в первые дни его жизни. Нет доказательств того, что у новорожденных будет происходить падение уровня сахара в крови, если они не будут получать питание каждые 3 часа. Вопрос низкого уровня сахара в крови превратился в массовую истерию во многих послеродовых отделениях. Возможно, в основе этой истерии есть некое зерно истины, но на самом деле такая ситуация вызывает больше проблем, чем предотвращает их. В том числе проблема необоснованного докорма смесью многих младенцев, которые на самом деле в этом не нуждаются, раздельное пребывание малышей и матерей, когда в этом нет надобности, и отсутствие прикладываний. Младенцы должны находиться рядом с мамами, в тесном контакте кожа-к-коже бОльшую часть дня. В большинстве случаев малыши начинают искать грудь, когда они к этому готовы. Обеспечение возможности для матери и ребенка находиться в тесном контакте кожа-к-коже сразу после рождения, предоставление им необходимого времени, чтобы они смогли «найти» друг друга, помогает предотвращению большинства ситуаций, когда ребенок отказывается брать грудь. Кожа мамы стабилизирует температуру тела малыша при контакте кожа-к-коже, как если бы он лежал под обогревающей лампой, и, что наиболее важно, не перегревая, а именно поддерживая тепло на необходимом уровне. Контакт матери и ребенка в течение 5 минут - это не вариант. Мать и ребенок должны находиться вместе пока малыш не приложится к груди, без давления, без ограничения времени («мы должны взвесить ребенка», «мы должны дать ребенку витамин К» и т.д. - эти процедуры могут подождать!). Такой контакт может продолжаться 1-2 часа или дольше.

что делать дальше?Collapse )

Перевод выполнила Вероника Макарова,
консультант по грудному вскармливанию,
Санкт-Петербург


Оригинал публикации
Перевод лекции выполнила Вероника Макарова
консультант по грудному вскармливанию,
Москва - Санкт-Петербург

Veronique Darmangeat (Вероник Дарманже), IBCLC, France
Breastfeeding Management with a Hyperactive Gag Reflex
GOLD Conference – April 2015

лекцияCollapse )

Объем желудка и физиология новорожденных предполагает кормление каждый час

Доктор Бергман – педиатр, чьи первостепенные профессиональные интересы вращаются вокруг вхаживания методом кенгуру и основ перинатальной и возрастной неврологии.

Благодаря своему разностороннему образованию доктор Бергман подходит к поддержке глобального распространения материнско-детского контакта кожа к коже с более широкой позиции общественного здравоохранения. Также совместно с Университетом Кейптауна он разрабатывает мозговой регистратор для считывания вегетативной нервной системы.

Мы знаем, что идеальное питание новорожденных и младенцев это грудное молоко и идеальный способ питания – кормление грудью. Также мы знаем, что необходимый объем питания рассчитывается как 150-160мл/кг/сутки.

Почему мы так убеждены в этом в этом методе расчета? Ведь ВОЗ по этому поводу говорит «невозможно предоставить дополнительные рекомендации из-за недостаточных данных».

Edmond KT, Bahl R. Optimal feeding of low-birth-weight infants: technical review. Geneva, Switzerland: WHO, 2006.

Мы не знаем, как часто младенцы нуждаются в кормлении. Поэтому исследователь начинает с известного – с анатомии и физиологии: структуры и функций желудка как хранилища.

Основной причиной данного исследования послужил недостаток данных об оптимальных интервалах в кормлении новорожденных и в то же время широкий размах в интервалах кормления на практике. Частота кормлений, однако, является обратной величиной от вместимости желудка. То есть вместимость желудка может определять частоту кормлений.

Методология:

Был произведен литературный обзор с использованием базы Пабмед и рекомендованных коллегами-клиницистами исследований, предоставляющих данные об объеме или размере желудка до и после рождения. Были найдены 6 статей, которые изучалии пре- и постнтатальные желудочные вместимость, объем и размеры.

Данные исследования свидетельствуют, что вместимость желудка новорожденных составляет 20 мл. В первые сутки после рождения необходимый объем питания составляет 160 мл на кг веса/сутки, для 3-х килограммового новорожденного требуется около 480 мл в сутки. При условии кормлений каждый час получается как раз 24 кормления по 20мл.

При этом кормление новорожденных целесообразно изучать в более широком контексте, который включает в себя также сон. Цикличность сна – жизненно важна для развития мозга. И нормальный цикл сна новорожденных это 1 час.

Кроме того, один рефлекс молокоотделения, следующий за выделением гормона окситоцина, производит те же постоянные 20-30 мл. грудного молока.

Таким образом, циклы между кормлениями и сон длительностью 1 час, вероятно, соответствуют эволюционным ожиданиям человеческих новорожденных.

Большие объемы пищи с большими интервалами могут быть стрессовыми и быть причиной срыгиваний, рефлюкса, гипогликемии. Прогнозы для детей с низким весом при рождении могут быть улучшены, если избегать стресса от избыточного кормления, поддерживая развитие нормальной желудочно-кишечной физиологии.

Результаты данного обзора заставляют изменить некоторые наши взгляды. Современная медицинская культура игнорирует взаимосвязь мозга и кишечника. Однако это не так. Вегетативная и энтеральная нервные системы регулируют пищеварительную систему, и многие сенсорные стимулы, обонятельные и тактильные, необходимые для работы ЖКТ младенца, идеально обеспечиваются в контакте матери и ребенка кожа-к-коже.

Также обычно предполагается, что анатомия и физиология новорожденных незрелая. Но в подходящих условиях – в ситуации частых кормлений грудью пищеварительная система даже недоношенных новорожденных работает эффективно.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие практические выводы.

Частота кормлений новорожденных должна быть примерно каждый час, но адаптирована к индивидуальному циклу сна, который длится у новорожденных в среднем один час, что связанно с фазой мозговой активности. Несоблюдением таких интервалов в кормлении могут объясняться две распространенные связанные с питанием проблемы – рефлюкс и гипогликемия, и возможно, также ранее эпигенетическое программирование ожирения.

И хотя такие частые кормления могут восприниматься как излишняя работа, более тщательное исследование показывает, что частые кормления позволяют избежать проблем и приводить к более значительной экономии времени.

Acta Paediatr. 2013 Aug;102(8):773-7. doi: 10.1111/apa.12291. Epub 2013 Jun 3

Автор: Доктор Нильс Бергман Бакалавр Медицины, Магистр в области общественного здравоохранения

Profile

истории о главном, мама и малыш, прикорм, milkmomstory, ГВ
milkmomstory
Milkmomstory. Мама и малыш. Истории о главном

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com