queen_of_jazz (queen_of_jazz) wrote in milkmomstory,
queen_of_jazz
queen_of_jazz
milkmomstory

Category:

Как улучшить качество сна, не используя стрессовый метод приучения к самостоятельному сну

С официального разрешения автора
перевод выполнила
Вероника Макарова,
консультант по грудному вскармливанию,
Москва-Санкт-Петербург

Как улучшить качество сна, не используя стрессовый метод приучения к самостоятельному сну
Как прожить первый год жизни малыша спокойно, не превращая его в подопытную крысу
Опубликовано 31.01.2016

Автор статьи Энджела Браден - http://sciencemommy.weebly.com/

Авторы множества книг и консультанты по детскому сну призывают родителей приучать своих малышей не плакать ночью с целью привлечения внимания и засыпать самостоятельно. Суть метода приучения состоит в игнорировании просьб ребенка, пока он не перестанет звать и беспокоить родителей. Но все млекопитающие инстинктивно плачут и призывают к себе, когда огорчены или обеспокоены! И дети должны так делать, когда испытывают боль и страх, находясь вдали от родителей.

Что в действительности представляет собой приучение ребенка к самостоятельному сну? "Обучение сну", основанное на формировании определенного поведения, "отключает" голос ребенка. Метод исключает не саму потребность ребенка, а сообщение о ней. (Дополнительная информация о том, что биологически естественно для детского сна.)

В чем опасность приучения ребенка? Эта тактика для управления ребенком может перерасти в автоматическую реакцию на естественную, нормальную для детей зависимость от взрослых. То есть, мама или папа пытаются сделать ребенка более независимым.

Вам не кажется странной сама идея игнорирования естественной потребности ребенка в общении? Что бы ни говорили некие "эксперты", этому не стоит следовать! Благодаря знаниям о мозге, психологическом развитии и младенческом психическом здоровье, мы можем по-разному подходить к трудностям воспитания ребенка в первые 2 года его жизни. Независимо от того, идет ли речь о коротких дневных снах, ночном сне или просто об отдыхе в течение дня. Существует лучший способ!

Вместо того, чтобы отучать ребенка от "плохой привычки" (как утверждают некоторые сторонники метода "обучения сну") испытывать потребность находиться рядом с вами (!), вы можете работать с ребенком чутко и уважительно, мягко воплощая желаемые изменения (то, что вы захотите вместе с ребенком, а не какая-то абстрактная идея, предложенная посторонним человеком, которой ваш малыш "должен" следовать!). В своих консультациях на сайте Science Mommy, если в организации сна нужно что-то изменить, я использую рекомендации, приведенные ниже.


Шаг 1:

Работа над безопасностью.
Во-первых, и прежде всего, поддерживайте нерушимую безопасность своего малыша, предоставляя ему полноценную возможность сообщать о своих потребностях. Так ребенок сможет легче постепенно принимать желаемые изменения, к которым вы его побуждаете (см. Шаг 3). Поскольку связь "родитель-ребенок" является ведущей в процессе развития мозга маленького человека, ваши инстинкты играют первостепенную роль в обеспечении здорового первого года жизни вашего ребенка. Доверяйте своему внутреннему голосу.

Здесь я бы хотела познакомить вас с некоторыми важными знаниями из области нейронауки, которые помогут вам довериться своим инстинктам. Развитие мозга вашего новорожденного малыша еще во многом не завершено. В течение первого года его жизни связи между клетками мозга формируются со скоростью 1,8 миллионов в секунду. Эти стремительно формирующиеся связи образуют критически значимые клеточные структуры, особенно в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за будущее психическое здоровье человека. Первыми формируются участки мозга, отвечающие за эмоции и социализацию. Эти области ответственны за некоторые аспекты человечности – способность воспринимать намерения и чувства других людей, сопереживать и сострадать, иметь успех в интимной жизни и т.д. И это развитие происходит непосредственно в ответ на ваше наполненное любовью взаимодействие с ребенком. Благодаря этой непрерывной интеграции, вам никогда не захочется заглушить связь с малышом посредством поведенческого приучения. Сообщение малыша о психологическом дискомфорте, или, как это называют ученые, "сигнализирование", является единственным способом, который поможет вам определить основы психологического комфорта вашего ребенка.


Шаг 2:

Отметьте основные критерии психологического комфорта вашего малыша.
Это такое состояние, когда ваш ребенок в текущий момент времени чувствует себя уютно и в безопасности. Это не просто какое-то очередное желание малыша (типа "прихоть сделать что-то по-своему"), а именно то, в чем он действительно сильно нуждается в настоящее время (базовые потребности). Это может быть длительное сосание груди во время укладывания на сон; сон рядом с вами или другим человеком, с которым малышу тепло и комфортно; сосание груди при каждом пробуждении ночью – все это совершенно нормально. Если вы решили начать расширять границы базового комфорта вашего ребенка и уверены, что эта задача соответствует возрасту (обязательно убедитесь в этом!), составьте план действий. Примите за отправную точку отмеченные ранее основы психологического комфорта вашего ребенка, продвигайтесь очень медленно, маленькими (детскими :)) шажками. Важно начинать движение к вашей цели именно с этой отправной точки, иначе безопасность малыша может быть поставлена под угрозу, и ребенок будет испытывать стресс, мешающий полноценной адаптации.


Шаг 3:

«Побуждайте» к действию и повторяйте.
Приступите к осуществлению первого намеченного шага от базового уровня комфорта вашего малыша и прислушайтесь к его реакции, опираясь на свои инстинкты. Например, если вы кормите на засыпание, попробуйте аккуратно забирать грудь, когда малыш начинает погружаться в сон, но все еще просыпается, и быстро прижимать его щечку к своей груди (грудной клетке) так, чтобы он мог слышать ваше сердцебиение. Если малыш примет такой вариант действий, постепенно можно переходить к следующему запланированному шагу. В этом случае вы можете завершать кормление, когда ребенок наелся, но все еще просыпается, и продолжать обнимать или укачивать его, чтобы помочь заснуть. Со временем можно пробовать перекладывать малыша в его кроватку, прежде чем он заснет, если в вашем плане намечена такая цель.
Помните, что на любом этапе ребенок может начать испытывать психологический дискомфорт, о котором он вам сообщит.
Что делать, если это произойдет? Если малыш сигнализирует о своем дискомфорте после вашей первой попытки, уступите – дайте ему то, в чем он нуждается, а затем через некоторое время попытайтесь снова. Повторение, но не приучение, рано или поздно приведет вас к желаемой цели. Именно ваши последовательные, уверенные, доброжелательные действия помогут сохранить его безопасность нетронутой на протяжении всего периода вашей совместной работы над засыпанием. Повторение просьб и побуждений может продолжаться неделями, но малыш со временем примет каждый намеченный вами шаг. Уровень его базового комфорта изменяется, с ним все в порядке!

Если вы осуществляете запланированное действие в ночное время, и при этом малыш сильно расстраивается, его поведение станет более настороженным. Такое состояние вносит разлад в развивающиеся циркадные ритмы в его организме, весьма вероятно, что в последующие ночи он будет просыпаться в то же время. Именно поэтому консультанты по сну говорят, что вы НИКОГДА не должны уступать, потому что единственный способ приучить ребенка – дать ему понять, что он НЕ "получит то, что хочет". (Приучение – это метод работы ученых с подопытными крысами). Но если ваш малыш спокоен и удовлетворен, ночные пробуждения и погружения обратно в сон становятся для него привычными.

Этот способ, в отличие от приучения, дает ребенку возможность постепенно привыкнуть. Конечно, его осуществление требует бОльших временных затрат, но он дает реальные стабильные достижения. Пребывание в расстроенных чувствах очень сильно возбуждает, что в свою очередь мешает погружению в сон. Будьте терпеливы и великодушны в общении со своим малышом.


Прежде, чем приступить к действию:

Поддержание благоприятных условий для засыпания ребенка, то, что мы, специалисты по сну, называем "окном в сон", может само по себе творить чудеса. Окно в сон – это тот волшебный отрезок времени, когда малыш готов легко погрузиться в мирный глубокий сон (в подходящих условиях). Вероятно, вы не раз видели, как происходит открытие окна в сон у вашего ребенка: остекленевший взгляд, позевывания или некоторые беспокойные движения (в зависимости от возраста). Но в этот момент вы были заняты: доедали обед, меняли подгузник, пеленали, и окно с грохотом захлопывалось перед вашим носом! Одно пропущенное окно в сон может запустить в действие порочный круг коротких переутомленных дневных снов и сделать ночной сон более беспокойным. Однако у следования строгому расписанию (режиму) тоже есть свои минусы, потому что каждый ночной и каждый дневной сон имеет свои нюансы (особенно в первые 6 месяцев). При укладывании на сон "по режиму" мама постоянно сталкивается с тем, что малыш уже перевозбудился или еще не готов к погружению в сон.

Итак, нужно ли следить за признаками готовности ребенка ко сну или смотреть на часы, чтобы укладывание на сон совпало с "открытием окна в сон"? Ответ: важны оба варианта. Но как именно этим пользоваться? Смысл последовательной успешной "синхронизации окна в сон" заключается в подборе и сохранении оптимального "периода бодрствования" (время бодрствования между периодами сна, включающее также время, необходимое для укладывания ребенка на сон). На моей странице в Facebook опубликованы формулы. Также в отслеживании окон в сон, вам поможет ведение дневника. При многократном успешном повторении этих действий вам даже не придется побуждать ребенка, потому что он сам будет спать спокойнее с меньшим количеством пробуждений (длительность, разумеется, будет соотносима с возрастными нормами).

Другими словами, "период бодрствования" – единственный аспект, наиболее существенным образом определяющий время, когда вашему малышу снова будет необходимо погрузиться в сон, чтобы достичь его наилучшего качества. Представление о периодах бодрствования поможет вам предугадывать переутомление, не путая его ни с чем иным, потому что вы будете готовы реагировать на определенные сигналы готовности ко сну (однако, сигналы некоторых малышей достаточно непросто распознавать!).

Комментарии к Пошаговому методу:

Эффективность ваших действий может быть повышена с помощью создания специальных условий для сна: белый шум, затемненное помещение, соответствующая температура, убаюкивающие слова или музыка – все это способствует успеху.
Цели, к которым вы стремитесь, должны быть выполнимыми и учитывать особенности развития, характер, темперамент, здоровье, возраст вашего малыша. Работа со сном, как и со многими другими аспектами воспитания и развития, планируется индивидуально, но не рекомендуется для детей младше 6 месяцев, во время болезни, прорезывания зубов или любых других существенных перемен, происходящих в жизни ребенка.

В работе со сном нет необходимости, особенно если вас устраивает совместный сон. Однако если какие-то моменты в организации сна доставляют вам дискомфорт, есть смысл их изменить. Казалось бы, это очевидно. Но я постоянно сталкиваюсь с родителями, стремящимися приблизить сон своего ребенка к какому-то нереальному идеалу, хотя, на самом деле периодические пробуждения не мешают им жить или им просто удобно спать вместе с ребенком (Ознакомьтесь с руководствами по безопасному совместному сну, если вы практикуете таковой – см. http://cosleeping.nd.edu ).

Первый год жизни малыша и ваши отношения в этот период должны быть наполнены радостью, любвью и умиротворением. Не позволяйте идеям специалистов по поведению или требованиям метода приучения ко сну лишить вас этих ценностей. Существует немало способов, позволяющих предотвратить возможные трудности в будущем и быстро улучшить качество сна вашего ребенка, если вы решитесь на это. Я рассказала вам лишь о нескольких из них. Методы воспитания и развития вашего ребенка в первые годы его жизни должны способствовать оптимальному развитию мозга и формированию привязанности, тогда на протяжении многих лет вы с малышом будете пожинать благодатные плоды ваших взаимоотношений.


Присоединяйтесь к сообществу Facebook Science Mommy для получения бесплатной консультации и поддержки.

* Примечание: Я намеренно использовала мужские местоимения со словом "малыш, baby" (В английском существительное baby – женского рода, обычно пишут и говорят baby – she, her (она, ее), в данной статье автор употребляет слово baby с местоимениями he, his (он, его). – прим.пер.) в этой статье. По данным исследований родители менее терпимы к своим малышам-мальчикам, в частности, в отношении проблем со сном. Это ошибка. Мальчики нуждаются в том же объеме любви и успокоении, как и маленькие девочки, иногда даже больше.

Источники:

Ball, H. L. (2003). Breastfeeding, bed-sharing, and infant sleep. Birth, 30, 181-188.

Ball, H. L. (2009). Bed-sharing and co-sleeping: research overview. NCT New Digest, 48, 22-27.

Ball, H.L, & Volpe, L.W. (2013). Sudden Infant Death Syndrome (SIDS) risk reduction and infant sleep location –Moving the discussion forward. Social Science & Medicine 79, 84-91

Butte, N. F., Jensen, C. L., Moon, J. K., Glaze, D. G., & Frost Jr., J. D. (1992). Sleep organization and energy expenditure of breast-fed and formula-fed infants. Pediatric Research, 32, 514-519.

Doan, T., Gardiner, A., Gay, C. L., & Lee, K. A. (2007). Breast-feeding increases sleep duration of new parents. Journal of Perinatal & Neonatal Nursing, 21, 200-206.

Elias, M. F., Nicolson, N. A., Bora, C., & Johnston, J. (1986). Sleep/wake patterns of breast-fed infants in the first 2 years of life. Pediatrics, 77, 322-329.

Mosko, S., Richard, C., & McKenna, J. (1997). Infant arousals during mother-infant bed sharing: Implications for infant sleep and sudden infant death syndrome research. Pediatrics, 100, 841-849.

Mosko, S., Richard, C., McKenna, J., & Drummond, S. (1996). Infant sleep architecture during bedsharing and possible implications for SIDS. Sleep, 19, 677-684.

Scher, A. (2001). Attachment and sleep: A study of night-waking in 12-month-old infants. Developmental Psychobiology, 38, 274-285.

Scher, A. (1991). A longitudinal study of night waking in the first year. Child: Care, Health and Development, 17, 295-302.

Scher, A., Epstein, R., & Tirosh, E. (2004). Stability and changes in sleep regulation: A longitudinal study from 3 months to 3 years. International Journal of Behavioral Development, 28, 268-274.

Volpe, L.W., Ball, H.L, & McKenna, J.J. (2013). Nighttime parenting strategies and sleep-related risks to infants. Social Science & Medicine, 79, 92-100.

Weinraub, M., Bender, R. H., Friedman, S. L., Susman, E. J., Knoke, B., Bradley, R., Houts, R., & Williams, J. (2012). Patterns of developmental change in infants’ nighttime sleep awakenings from 6 through 36 months of age. Developmental Psychology, 48, 1511-1528.


Оригинал публикации на английском
Tags: исследование, переводы, психология, развитие, серия статей о сне, сон малыша, стресс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments