?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С официального разрешения автора
перевод выполнила
Вероника Макарова,
консультант по грудному вскармливанию,
Москва-Санкт-Петербург

Как улучшить качество сна, не используя стрессовый метод приучения к самостоятельному сну
Как прожить первый год жизни малыша спокойно, не превращая его в подопытную крысу
Опубликовано 31.01.2016

Автор статьи Энджела Браден - http://sciencemommy.weebly.com/

Авторы множества книг и консультанты по детскому сну призывают родителей приучать своих малышей не плакать ночью с целью привлечения внимания и засыпать самостоятельно. Суть метода приучения состоит в игнорировании просьб ребенка, пока он не перестанет звать и беспокоить родителей. Но все млекопитающие инстинктивно плачут и призывают к себе, когда огорчены или обеспокоены! И дети должны так делать, когда испытывают боль и страх, находясь вдали от родителей.

Что в действительности представляет собой приучение ребенка к самостоятельному сну? "Обучение сну", основанное на формировании определенного поведения, "отключает" голос ребенка. Метод исключает не саму потребность ребенка, а сообщение о ней. (Дополнительная информация о том, что биологически естественно для детского сна.)

В чем опасность приучения ребенка? Эта тактика для управления ребенком может перерасти в автоматическую реакцию на естественную, нормальную для детей зависимость от взрослых. То есть, мама или папа пытаются сделать ребенка более независимым.

Вам не кажется странной сама идея игнорирования естественной потребности ребенка в общении? Что бы ни говорили некие "эксперты", этому не стоит следовать! Благодаря знаниям о мозге, психологическом развитии и младенческом психическом здоровье, мы можем по-разному подходить к трудностям воспитания ребенка в первые 2 года его жизни. Независимо от того, идет ли речь о коротких дневных снах, ночном сне или просто об отдыхе в течение дня. Существует лучший способ!

Вместо того, чтобы отучать ребенка от "плохой привычки" (как утверждают некоторые сторонники метода "обучения сну") испытывать потребность находиться рядом с вами (!), вы можете работать с ребенком чутко и уважительно, мягко воплощая желаемые изменения (то, что вы захотите вместе с ребенком, а не какая-то абстрактная идея, предложенная посторонним человеком, которой ваш малыш "должен" следовать!). В своих консультациях на сайте Science Mommy, если в организации сна нужно что-то изменить, я использую рекомендации, приведенные ниже.


Шаг 1:

Работа над безопасностью.
Во-первых, и прежде всего, поддерживайте нерушимую безопасность своего малыша, предоставляя ему полноценную возможность сообщать о своих потребностях. Так ребенок сможет легче постепенно принимать желаемые изменения, к которым вы его побуждаете (см. Шаг 3). Поскольку связь "родитель-ребенок" является ведущей в процессе развития мозга маленького человека, ваши инстинкты играют первостепенную роль в обеспечении здорового первого года жизни вашего ребенка. Доверяйте своему внутреннему голосу.

Здесь я бы хотела познакомить вас с некоторыми важными знаниями из области нейронауки, которые помогут вам довериться своим инстинктам. Развитие мозга вашего новорожденного малыша еще во многом не завершено. В течение первого года его жизни связи между клетками мозга формируются со скоростью 1,8 миллионов в секунду. Эти стремительно формирующиеся связи образуют критически значимые клеточные структуры, особенно в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за будущее психическое здоровье человека. Первыми формируются участки мозга, отвечающие за эмоции и социализацию. Эти области ответственны за некоторые аспекты человечности – способность воспринимать намерения и чувства других людей, сопереживать и сострадать, иметь успех в интимной жизни и т.д. И это развитие происходит непосредственно в ответ на ваше наполненное любовью взаимодействие с ребенком. Благодаря этой непрерывной интеграции, вам никогда не захочется заглушить связь с малышом посредством поведенческого приучения. Сообщение малыша о психологическом дискомфорте, или, как это называют ученые, "сигнализирование", является единственным способом, который поможет вам определить основы психологического комфорта вашего ребенка.


Шаг 2:

Отметьте основные критерии психологического комфорта вашего малыша.
Это такое состояние, когда ваш ребенок в текущий момент времени чувствует себя уютно и в безопасности. Это не просто какое-то очередное желание малыша (типа "прихоть сделать что-то по-своему"), а именно то, в чем он действительно сильно нуждается в настоящее время (базовые потребности). Это может быть длительное сосание груди во время укладывания на сон; сон рядом с вами или другим человеком, с которым малышу тепло и комфортно; сосание груди при каждом пробуждении ночью – все это совершенно нормально. Если вы решили начать расширять границы базового комфорта вашего ребенка и уверены, что эта задача соответствует возрасту (обязательно убедитесь в этом!), составьте план действий. Примите за отправную точку отмеченные ранее основы психологического комфорта вашего ребенка, продвигайтесь очень медленно, маленькими (детскими :)) шажками. Важно начинать движение к вашей цели именно с этой отправной точки, иначе безопасность малыша может быть поставлена под угрозу, и ребенок будет испытывать стресс, мешающий полноценной адаптации.


Шаг 3:

«Побуждайте» к действию и повторяйте.
Приступите к осуществлению первого намеченного шага от базового уровня комфорта вашего малыша и прислушайтесь к его реакции, опираясь на свои инстинкты. Например, если вы кормите на засыпание, попробуйте аккуратно забирать грудь, когда малыш начинает погружаться в сон, но все еще просыпается, и быстро прижимать его щечку к своей груди (грудной клетке) так, чтобы он мог слышать ваше сердцебиение. Если малыш примет такой вариант действий, постепенно можно переходить к следующему запланированному шагу. В этом случае вы можете завершать кормление, когда ребенок наелся, но все еще просыпается, и продолжать обнимать или укачивать его, чтобы помочь заснуть. Со временем можно пробовать перекладывать малыша в его кроватку, прежде чем он заснет, если в вашем плане намечена такая цель.
Помните, что на любом этапе ребенок может начать испытывать психологический дискомфорт, о котором он вам сообщит.
Что делать, если это произойдет? Если малыш сигнализирует о своем дискомфорте после вашей первой попытки, уступите – дайте ему то, в чем он нуждается, а затем через некоторое время попытайтесь снова. Повторение, но не приучение, рано или поздно приведет вас к желаемой цели. Именно ваши последовательные, уверенные, доброжелательные действия помогут сохранить его безопасность нетронутой на протяжении всего периода вашей совместной работы над засыпанием. Повторение просьб и побуждений может продолжаться неделями, но малыш со временем примет каждый намеченный вами шаг. Уровень его базового комфорта изменяется, с ним все в порядке!

Если вы осуществляете запланированное действие в ночное время, и при этом малыш сильно расстраивается, его поведение станет более настороженным. Такое состояние вносит разлад в развивающиеся циркадные ритмы в его организме, весьма вероятно, что в последующие ночи он будет просыпаться в то же время. Именно поэтому консультанты по сну говорят, что вы НИКОГДА не должны уступать, потому что единственный способ приучить ребенка – дать ему понять, что он НЕ "получит то, что хочет". (Приучение – это метод работы ученых с подопытными крысами). Но если ваш малыш спокоен и удовлетворен, ночные пробуждения и погружения обратно в сон становятся для него привычными.

Этот способ, в отличие от приучения, дает ребенку возможность постепенно привыкнуть. Конечно, его осуществление требует бОльших временных затрат, но он дает реальные стабильные достижения. Пребывание в расстроенных чувствах очень сильно возбуждает, что в свою очередь мешает погружению в сон. Будьте терпеливы и великодушны в общении со своим малышом.


Прежде, чем приступить к действию:

Поддержание благоприятных условий для засыпания ребенка, то, что мы, специалисты по сну, называем "окном в сон", может само по себе творить чудеса. Окно в сон – это тот волшебный отрезок времени, когда малыш готов легко погрузиться в мирный глубокий сон (в подходящих условиях). Вероятно, вы не раз видели, как происходит открытие окна в сон у вашего ребенка: остекленевший взгляд, позевывания или некоторые беспокойные движения (в зависимости от возраста). Но в этот момент вы были заняты: доедали обед, меняли подгузник, пеленали, и окно с грохотом захлопывалось перед вашим носом! Одно пропущенное окно в сон может запустить в действие порочный круг коротких переутомленных дневных снов и сделать ночной сон более беспокойным. Однако у следования строгому расписанию (режиму) тоже есть свои минусы, потому что каждый ночной и каждый дневной сон имеет свои нюансы (особенно в первые 6 месяцев). При укладывании на сон "по режиму" мама постоянно сталкивается с тем, что малыш уже перевозбудился или еще не готов к погружению в сон.

Итак, нужно ли следить за признаками готовности ребенка ко сну или смотреть на часы, чтобы укладывание на сон совпало с "открытием окна в сон"? Ответ: важны оба варианта. Но как именно этим пользоваться? Смысл последовательной успешной "синхронизации окна в сон" заключается в подборе и сохранении оптимального "периода бодрствования" (время бодрствования между периодами сна, включающее также время, необходимое для укладывания ребенка на сон). На моей странице в Facebook опубликованы формулы. Также в отслеживании окон в сон, вам поможет ведение дневника. При многократном успешном повторении этих действий вам даже не придется побуждать ребенка, потому что он сам будет спать спокойнее с меньшим количеством пробуждений (длительность, разумеется, будет соотносима с возрастными нормами).

Другими словами, "период бодрствования" – единственный аспект, наиболее существенным образом определяющий время, когда вашему малышу снова будет необходимо погрузиться в сон, чтобы достичь его наилучшего качества. Представление о периодах бодрствования поможет вам предугадывать переутомление, не путая его ни с чем иным, потому что вы будете готовы реагировать на определенные сигналы готовности ко сну (однако, сигналы некоторых малышей достаточно непросто распознавать!).

Комментарии к Пошаговому методу:

Эффективность ваших действий может быть повышена с помощью создания специальных условий для сна: белый шум, затемненное помещение, соответствующая температура, убаюкивающие слова или музыка – все это способствует успеху.
Цели, к которым вы стремитесь, должны быть выполнимыми и учитывать особенности развития, характер, темперамент, здоровье, возраст вашего малыша. Работа со сном, как и со многими другими аспектами воспитания и развития, планируется индивидуально, но не рекомендуется для детей младше 6 месяцев, во время болезни, прорезывания зубов или любых других существенных перемен, происходящих в жизни ребенка.

В работе со сном нет необходимости, особенно если вас устраивает совместный сон. Однако если какие-то моменты в организации сна доставляют вам дискомфорт, есть смысл их изменить. Казалось бы, это очевидно. Но я постоянно сталкиваюсь с родителями, стремящимися приблизить сон своего ребенка к какому-то нереальному идеалу, хотя, на самом деле периодические пробуждения не мешают им жить или им просто удобно спать вместе с ребенком (Ознакомьтесь с руководствами по безопасному совместному сну, если вы практикуете таковой – см. http://cosleeping.nd.edu ).

Первый год жизни малыша и ваши отношения в этот период должны быть наполнены радостью, любвью и умиротворением. Не позволяйте идеям специалистов по поведению или требованиям метода приучения ко сну лишить вас этих ценностей. Существует немало способов, позволяющих предотвратить возможные трудности в будущем и быстро улучшить качество сна вашего ребенка, если вы решитесь на это. Я рассказала вам лишь о нескольких из них. Методы воспитания и развития вашего ребенка в первые годы его жизни должны способствовать оптимальному развитию мозга и формированию привязанности, тогда на протяжении многих лет вы с малышом будете пожинать благодатные плоды ваших взаимоотношений.


Присоединяйтесь к сообществу Facebook Science Mommy для получения бесплатной консультации и поддержки.

* Примечание: Я намеренно использовала мужские местоимения со словом "малыш, baby" (В английском существительное baby – женского рода, обычно пишут и говорят baby – she, her (она, ее), в данной статье автор употребляет слово baby с местоимениями he, his (он, его). – прим.пер.) в этой статье. По данным исследований родители менее терпимы к своим малышам-мальчикам, в частности, в отношении проблем со сном. Это ошибка. Мальчики нуждаются в том же объеме любви и успокоении, как и маленькие девочки, иногда даже больше.

Источники:

Ball, H. L. (2003). Breastfeeding, bed-sharing, and infant sleep. Birth, 30, 181-188.

Ball, H. L. (2009). Bed-sharing and co-sleeping: research overview. NCT New Digest, 48, 22-27.

Ball, H.L, & Volpe, L.W. (2013). Sudden Infant Death Syndrome (SIDS) risk reduction and infant sleep location –Moving the discussion forward. Social Science & Medicine 79, 84-91

Butte, N. F., Jensen, C. L., Moon, J. K., Glaze, D. G., & Frost Jr., J. D. (1992). Sleep organization and energy expenditure of breast-fed and formula-fed infants. Pediatric Research, 32, 514-519.

Doan, T., Gardiner, A., Gay, C. L., & Lee, K. A. (2007). Breast-feeding increases sleep duration of new parents. Journal of Perinatal & Neonatal Nursing, 21, 200-206.

Elias, M. F., Nicolson, N. A., Bora, C., & Johnston, J. (1986). Sleep/wake patterns of breast-fed infants in the first 2 years of life. Pediatrics, 77, 322-329.

Mosko, S., Richard, C., & McKenna, J. (1997). Infant arousals during mother-infant bed sharing: Implications for infant sleep and sudden infant death syndrome research. Pediatrics, 100, 841-849.

Mosko, S., Richard, C., McKenna, J., & Drummond, S. (1996). Infant sleep architecture during bedsharing and possible implications for SIDS. Sleep, 19, 677-684.

Scher, A. (2001). Attachment and sleep: A study of night-waking in 12-month-old infants. Developmental Psychobiology, 38, 274-285.

Scher, A. (1991). A longitudinal study of night waking in the first year. Child: Care, Health and Development, 17, 295-302.

Scher, A., Epstein, R., & Tirosh, E. (2004). Stability and changes in sleep regulation: A longitudinal study from 3 months to 3 years. International Journal of Behavioral Development, 28, 268-274.

Volpe, L.W., Ball, H.L, & McKenna, J.J. (2013). Nighttime parenting strategies and sleep-related risks to infants. Social Science & Medicine, 79, 92-100.

Weinraub, M., Bender, R. H., Friedman, S. L., Susman, E. J., Knoke, B., Bradley, R., Houts, R., & Williams, J. (2012). Patterns of developmental change in infants’ nighttime sleep awakenings from 6 through 36 months of age. Developmental Psychology, 48, 1511-1528.


Оригинал публикации на английском

Profile

истории о главном, мама и малыш, прикорм, milkmomstory, ГВ
milkmomstory
Milkmomstory. Мама и малыш. Истории о главном

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com